После публикации двух материалов о безразмерных очередях в расчетных участках Ростовского информационно-вычислительного центра ЖКХ мы получили письмо из департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Ростова.

Его директор М.Д. Неделин перечисляет меры, предпринятые департаментом и руководством Центра «с целью ликвидации социальной напряженности граждан»: введен ежедневный график приема, со вторника по субботу; на официальном сайте информационно-вычислительного центра (www.rostov-zkh.ru) размещена справочная информация по расчетам и тарифам, а также выложены рекомендации по заполнению и оплате счетов-квитанций.

Эти меры ничего, кроме одобрения, вызвать не могут. Ну разве что хочется спросить при этом, отчего не предприняли их раньше. Другое дело, что очереди на участках ИВЦ ЖКХ не желают рассасываться. В чем мы имели возможность убедиться вновь, побывав во вторник на многострадальном участке Центра по адресу: переулок Днепровский, 111.

Достаточно взглянуть на снимки, сделанные нашим фотокорреспондентом. И задуматься над природой вещей. Подняться, так сказать, до философских обобщений. Что еще надо предпринять, чтобы плотная коммунальная очередь стала, наконец, под коммунхозовскими залпами сначала таять, а потом и вовсе исчезла, превратившись в дурное воспоминание?

В ЖКХ убеждены: все дело в, мягко говоря, непонятливости наших граждан, упорно не желающих уразуметь, в какой графе какую закорючку ставить. Оттого акцент в своих мерах здесь делают на, так сказать, образовательный момент: показать, разъяснить…

Сами граждане корень зла видят в не ко времени поднятых тарифах, в связи с чем на плечи и спины сотрудников ИВЦ буквально обрушилась масса работы. Что ж рост цен — это всегда не вовремя. Но, как видим, настроены жители вполне позитивно и коротают время в очередях если не с удовольствием, то со знанием тонкостей этого дела: пересчитываются, составляют списки…

Ну а мы позволим себе высказать еще одно крамольное предположение: а что если все упирается в непрофессионально выполненные расчеты? Где данные взяты с потолка, нормативы определены вольготно. Таких примеров по Ростову и области сегодня хватает. И пусть в ошибках уличены сотрудники других расчетных организаций. Но ведь все мы люди, все мы человеки. И все учились понемногу. К сожалению…

Вот по таким позициям, наверное, стоит пройтись, если в департаменте ЖКХ Ростова всерьез вознамерились дать бой коммунальным очередям. А пока, к сожалению, приходится заканчивать наш очередной пассаж на эту тему так же, как мы закончили предыдущий. Повторяя все тот же вопрос: зачем с таким упорством сохраняется порядок, при котором стояние в коммунальных очередях заменяет человеку работу, досуг и все другие радости жизни? И зачем при этом нам без устали продолжают рассказывать о внедрении прогрессивных (или как теперь модно говорить, инновационных) форм обслуживания граждан? Без исчерпывающего ответа на эти вопросы коммунальная очередь грозит превратиться для всех нас в вечное наказание.