Письма с данными о состоянии личных пенсионных счетов граждан Российской Федерации, прозванные в народе «письмами счастья», могут быть отменены — закон об этом в первом чтении приняла Госдума.

К чему приведет данная реформа? К экономии средств Пенсионного фонда РФ или созданию информационного вакуума для граждан из глубинки, у которых нет доступа в Интернет?

Сейчас ПФР ежегодно отсылает россиянам порядка 85 млн. писем, где информирует их о состоянии счетов — как накопительной, так и страховой части. обходится это в 2,5 млрд рублей. При этом большая часть таких писем возвращается и не находит своего адресата. Сэкономить эти средства предложило Минэкономразвития, оно и внесло законопроект на рассмотрение в Госдуму, в качестве альтернативы письмам был предложен Интернет, где на сайте госуслуг любой человек сможет получить интересующую его информацию.

Как восприняли эту инициативу россияне, выяснил Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru. Опрос был проведено в 270 городах России. Большая часть опрошенных (41%) возражает против отмены «писем счастья». По их мнению, полагаться на портал Gosuslugi.ru пока не следует, ведь далеко не все россияне умеют пользоваться интернет-сервисами, а самостоятельно обращаться в ПФР найдет время не каждый. Как ни странно, больше всего противников законопроекта оказалось среди молодежи до 24 лет (44%), а меньше всего — среди респондентов в возрасте от 35 до 44 лет (37%). Треть опрошенных

(33%), напротив, поддерживает инициативу об отмене рассылки из ПФР. Они ссылаются на экономию бумаги и сокращение почтовых расходов. Затруднились однозначно выразить свое отношение к возможной отмене «писем счастья» более четверти россиян (26%).

Действительно, доступ к Интернету в сельской местности гораздо ниже, чем в городе. Получается, что граждане в глубинке не смогут узнать состояние своего пенсионного счета, проконтролировать, правильно ли работодатель перечислил взносы в фонд. Да и потом, надо учесть: представления чиновников Минэкономразвития о жизни народа «за Садовым кольцом» сильно отличаютсяч от этой самой жизни «в реале». Компьютеры есть далеко не у каждого, да и владеют навыками обращения с ними далеко не все.

Для желающих и дальше получать «письма счастья» по почте эту возможность сохранили, но необходимо будет подготовить письменное обращение в свое отделение ПФР. Согласитесь, наши граждане, наученные горьким опытом бумажной волокиты в других госорганах, вряд ли захотят «писать письма, чтобы им писали письма».

Между тем «письма счастья» — это своеобразный отчет о работе как Пенсионного фонда, так и работодателя перед гражданином. Для некоторых людей документ, полученный по почте, может помочь в решении споров с руководством на работе. Потому что это — документ. Перестанет существовать бумажный отчет о денежных отчислениях, составленный ПФР и доставленный Почтой России, — и для нерадивых работодателей наступит полная безнаказанность и свобода действий…