«Это «Наше время»? — Да. — А что такое бренд? — Попробую объяснить. Бренд — это узнаваемая марка товаров или услуг, которые считаются качественными, популярными. — Вот вы рассказали мне, что такое бренд, а обратился в другое издание — там трубку бросили. Спасибо большое. Получается, «Наше время» и есть — бренд» (из телефонного разговора с читателем).

Люди звонят и пишут в редакцию нередко вовсе не потому, что хотят во что бы то ни стало решить какую-то проблему. Они хотят, чтобы их выслушали, поняли, о чем они говорят. Хотят просто ответного внимания. И многим не так уж важно, последуют ли изменения в их жизни после обращения в газету или нет. Им нужно быть услышанными. И мы всех стараемся слышать. Но все-таки проблемы мы тоже решаем, причем нередко именно потому, что просто внимательно вслушиваемся в слова наших читателей, героев наших материалов.

Например, в начале этого года я узнала о начинании Ивана Кондрикова, начальника специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Арбитражного суда области. Он и его сотрудники взяли шефство над братской могилой в Ростове. Пожалуй, этому можно было бы посвятить и один материал. Но то, насколько искренне этот человек относится к взятой на себя обязанности, меня никак не могло оставить равнодушной. Он со своими сотрудниками и убирает, и копает, и стремится найти родственников погибших, и торжества возле мемориала устраивает… А еще он чуть ли не до каждого старается донести, как это важно — чтить память тех, кто отдал свою жизнь за то, чтоб жили мы. Я, как могла, на страницах газеты старалась осветить эту тему. И вот в конце года Кондриков звонит мне и сообщает, что и возле памятника стали меньше мусорить, и после публикаций ему звонят, предлагают помощь. Разве это не результат работы газеты? Он самый. Но добились бы мы его, если бы просто не слышали с нашими читателями друг друга? Нет.

В этом году у нас появилась рубрика «Растем вместе». И это тоже результат того, что мы сумели услышать друг друга: родители, предприниматели, корреспонденты, учителя, воспитатели. Одни задают вопросы. Другие предлагают сами раскрыть ту или иную тему. Рубрика, можно сказать, рождается сама собой. Я только свожу воедино вопросы родителей и то, что хотят или считают нужным осветить специалисты. В итоге информация выходит за пределы этого сообщества, образованного рубрикой «Растем вместе», и производит весьма неожиданный эффект. Например, недавно мне позвонила читательница Татьяна и сказала, что моя публикация о садике Монтессори стала последней каплей… в вопросе перемены профессии. Она всю жизнь мечтала работать с детьми, но родители уговорили ее в свое время поступить на экономический факультет. Теперь ей 35, и она понимает, что быть бухгалтером вовсе не хочет.

— Я окончу курсы Монтессори и начну работать с малышами, — поделилась Татьяна. — Все героини ваших материалов, открывшие частные садики, в какое-то время оставили свою работу, которой посвятили не один год жизни, и пошли за мечтой. Им непросто, но они, как мне кажется, счастливы, ведь они занимаются любимым делом. Я чувствую: у меня будет похожая история.

В начале года я писала об Александре Калинине, педагоге и психологе, разработавшем свою систему развития внимания и скорочтения у детей. Разве можно было не обратить внимание на историю, когда бывший двоечник самостоятельно нашел причину своей низкой успеваемости в школе, исправил ее, а теперь помогает другим детям и их родителям уйти от ошибок? После публикации Александру стали звонить родители. Корреспонденты телевидения предлагают сделать о нем сюжет…

Нередко читатели обращаются в газету с проблемами совершенно конкретными, но причина у этого все та же: в газете их слышат, в других местах — нет.

Сагида Канзигаяновна Самигулина не раз писала в администрацию города Новошахтинска, в прокуратуру, местный «Водоканал». Просила одного: устраните порыв. Вода уже полгода течет по улицам Черняховской, Московской, Эхохина. Придут морозы — все замерзнет.

Увы, на обращения пенсионерки ответных действий не последовало. На Эхохина — лед. Сагида Канзигаяновна написала в редакцию. Я попыталась найти крайнего. В администрации города Новошахтинска сказали, что за все в ответе «Водоканал». В «Водоканале» заметили, что на все вопросы может ответить только главный инженер Владимир Бабарицкий. Но Бабарицкий, как оказалась, постоянно в разъездах находится, а сотовый телефон не берет… В конце концов, не так уж это, конечно, и страшно: Бабарицкому из редакции направлено письмо с рядом вопросов, так что газету он все равно обязательно услышит, и мы опубликуем его ответ на страницах «Нашего времени». Оставить наших читателей ни с чем мы никак не можем. Иначе — какой же мы «бренд»?