До открытия Олимпиады в Сочи осталось чуть больше года. И чем ближе эта дата, тем все громче звучат голоса тех, кто хотел бы известный «черкесский вопрос» перевести из локальной проблемы в глобальную и помешать открытию Олимпиады.
Тема продолжает волновать многих и снаружи, и внутри России. Потому уместно напомнить, о чем идет речь.


Красная поляна — от парада до Олимпиады

События, которые сегодня напрямую связывают с «черкесским вопросом», имели место полтора столетия назад. Точка в длительной и кровопролитной Кавказской войне 1763-1864 годов, окончившаяся утверждением Российской империи на Западном Кавказе, была поставлена именно на Красной Поляне, где русские войска прошли победным маршем. В результате поражения в войне черкесы (одно из общих названий этноса адыги) вошли в состав России. В период перехода под российское управление началась их масштабная миграция в страны Ближнего Востока. В советские годы черкесы, не получившие единую автономию, оказались расселены в нескольких республиках, в трех из них стали «титульными» народами: в Адыгее — адыгейцы, в Кабардино-Балкарии — кабардинцы, в Карчаево — Черкессии — черкесы. В СССР они были самыми лояльными народностями на Северном Кавказе, отмечают историки. И долго оставались таковыми и в постсоветское время – даже во времена «парада суверенитетов». «Черкесский вопрос» возник лишь в 2008 году, когда на Чрезвычайном съезде черкесского народа появилась идея о создании единого черкесского субъекта в составе России. Скоро эта тема стала предметом обсуждений во всех регионах, где проживают адыгейцы, шапсуги, кабардинцы и черкесы. И, наконец, идея выплеснулась в интернет-пространство, поскольку за рубежом — в Сирии, Иордании, США, Франции и других странах — проживают примерно 80 % всех черкесов, потомков тех, кто еще в XIX веке мигрировал в страны Ближнего Востока, расселившись потом по всему миру.

Известие о проведении Сочинской Олимпиады в Краснодарском крае на Красной Поляне дало теме новый поворот, поскольку для черкесов всего мира это место —  символ трагедии адыгов. Активисты черкесского движения заявили о необходимости учесть этнический фактор в процессе подготовки к Олимпиаде, памятуя об исторической принадлежности земель Сочи черкесам. В качестве главного аргумента они приводят пример проведения зимней Олимпиады в Ванкувере (Канада), где главным мотивом стал этнический, связанный с коренными племенами.

Как считают многие политологи и историки, недостаточное внимание федеральной власти к «черкесскому вопросу» в преддверии Олимпиады дало толчок для развития национализма внутри страны, а еще включило в обсуждение проблемы несколько значимых международных организаций, среди которых – МОК и Европарламент. Серьезно влияет на ситуацию и зарубежная диаспора, которая поддерживает активную связь с российскими активистами черкесского движения через Сеть. Потому, считают политологи, «черкесский вопрос» может стать одной из проблем «Сочи-2014».

Легенды или быль?

На этом фоне весьма интересным оказалось проведение международного «круглого стола», состоявшегося в Южном федеральном университете. Его тема —«Черкесский вопрос» в России в конце XX —«начале XIX веков: геополитические легенды и историческая память» — «оказалась как никогда актуальной. Чтобы обсудить тему, на мероприятие к ростовским ученым приехали коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Дагестана, Адыгеи, представители Украины и Абхазии.

Как отметили ученые, срывом Олимпиады достаточно открыто занимаются не только зарубежные радикалы, но и Грузия, где антироссийские настроения весьма сильны. В Армении, еще недавно считавшейся оплотом России в Закавказье, также зреют силы, недружественные РФ. Потому разобраться в «черкесском вопросе» и правильно расставить акценты просто необходимо, подчеркнули участники «круглого стола». Проблема изучается достаточно давно, но ответа на главный вопрос — «была ли принудительной миграция черкесов за пределы России в XIX веке, нет. Историки разыскивают документы, которые бы подтвердили или опровергли этот факт. Недавно в Нальчике была издан сборник «Османские документы о черкесах» (перевод с турецкого), но однозначного ответа на вопрос не дает и он. Потому одни ученые считают, что геноцида черкесов со стороны царской России не было, и покоренные народы покидали родину под влиянием слухов, распускаемых местными властями о том, что Россия заставит черкесов переменить веру. Другие придерживаются версии, что переезд черкесов был спланирован и осуществлен Османской империей, которая в те годы вела активные войны, и ей требовались все новые человеческие ресурсы для их продолжения. Для зарубежных радикальных организаций предпочтительнее версия о геноциде черкесов со стороны царской России, что открывает широкий простор для самых разнообразных требований к России современной. Потому «черкесский вопрос» отнюдь не ограничивается темой, как использовать местный колорит во время Олимпиады.

Из Сирии — «в Россию

Другая сторона медали — вопрос о репатриации в Россию тех черкесов, чьи предки более ста лет назад оказались за рубежом. Эти люди сохранили память об исторической родине и готовы переехать в республики Северного Кавказа. Таких сегодня насчитывается примерно 2000 человек, уточняет доктор наук Андрей Баранов из Кубанского госуниверситета. Особенно много желающих в Сирии, где идут военные действия и обстреливаются кварталы компактного проживания черкесов. Зарубежные радикалы считают, что российские власти бездействуют, не желая возвращения репатриантов, рвущихся на историческую родину. Однако первоначально при обсуждении темы речь шла всего лишь о российской гуманитарной помощи пострадавшим. Теперь проблема переведена в иную плоскость. От помощи жертвам войны перешли к теме реабилитации. Не прямой ли это путь к изменению демографии на Северном Кавказе? Но не проще бы было этим людям переехать в Иорданию или Турцию, страны с привычным менталитетом, задаются вопросом исследователи. И справедливы ли претензии к России, что уже переехавших репатриантов селят не в Кабардино-Балкарии, например, где активно ведутся антитеррористические операции, а в спокойной Адыгее? Тем более что документов, подтверждающих происхождение этих людей из конкретного региона, нет… Потому вопрос репатриации черкесов на историческую родину превращается сегодня в эмоциональную дискуссионную войну, в которой главное показать через интернет-пространство всему миру, как высок накал страстей, а не решить проблему беженцев из Сирии, резюмирует А. Баранов.

Абхазия: проблема вышла на улицы…

Весьма любопытной оказалась и точка зрения историка из Сухуми Сослана Салакая, кандидата исторических наук заместителя директора Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. И. Гуалия. Для Абхазии «черкесский вопрос» весьма болезненный, поскольку абхазы родственны черкесам и большая их часть в результате событий XIX века так же оказалась за рубежом. Конечно, после проведения Олимпиады вопрос потеряет остроту для западных СМИ, уверен С. Салакая, но у народа интерес останется, поскольку абхазы помнят о трагедии XIX века. Педалирование темы в преддверии Олимпиады заставило говорить о ней не только ученых и политиков, но и «простых людей с улицы», отмечает ученый. Сегодня никто не проводит параллели между нынешней Россией и царской властью, но люди хотят не только высказаться, но и быть услышанными. «Мы, конечно, реалисты, потому не требуем вернуть нам Красную Поляну и проводить Олимпиаду не в России, а в Абхазии… Но с горцами надо быть потактичнее… Радикалы вбивают клинья между Абхазией и Россией, потому отношения совсем не те, что были 10 лет назад. А Грузия выступает в новой роли - защитницы кавказских народов… Почему бы не сделать символику Олимпиады горской, что успокоило бы многих, — предлагает С. Салакая. — И главное, чтобы желающие вернуться на историческую родину знали: Россия не против их возвращения».

Переписать историю Кавказа?

Интересную позицию высказал и заведующий кафедрой Адыгейского госуниверситета доктор исторических наук Руслан Тлепцок из Майкопа. Проанализировав причины возникновения «черкесского вопроса», он отметил, что проблема, связанная с казачеством Кубани и Терека, весьма подогревает обсуждаемую тему. Потому важно определиться, что главное для власти: государственное строительство или объявление казачества хозяевами полиэтничного региона? Проблема черкесов искусственно раздута, подчеркнул Р. Тлепцок, а потому, если мы хотим видеть кавказцев гражданами РФ, необходим новый подход к истории этого региона. Требуется новый учебник, который бы описывал историю Кавказа, а не историю русских на Кавказе, подчеркивает исследователь из Адыгеи. При этом, считает он, в новом научном труде должны быть представлены разные точки зрения. Это можно было бы противопоставить «исследованиям» тех «профессиональных черкесов» из-за рубежа, которые через Сеть имеют большое влияние на умы. Конечно, Олимпиаду не отменит никакая сила, уверен ученый из Майкопа, но почему бы не применить в Сочи опыт Ванкувера и Сиднея, представивших миру культуру коренных народов.

О необходимости учесть этнический фактор при подготовке Олимпиады говорили многие участники «круглого стола», хотя, понятно, что проблема кроется глубже. И хорошо, что устроители мероприятия — ЮФУ и Черноморско-Каспийский центр стратегических инициатив — дали возможность высказаться ученым, имеющим разные точки зрения. Правда, все они сходятся в одном — замалчивать очевидные факты нельзя, надо дать понять людям, что государство услышало их и готово обсуждать с ними проблему.