
Недавно Госдума РФ приняла закон о защите чувств верующих. К закону есть немало вопросов, например: «Кто защитит права неверующих, атеистов?» «Не расколет ли новый закон общество?» Эти и другие вопросы читателей мы обсудили с учеными, преподавателями кафедры философии, теологии и религиоведения Южного федерального университета.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
О чувствах
Если говорить о законе, то любой закон не может быть принят всеми с одинаковой радостью, считает доктор философских наук, профессор, советник ректора ЮФУ Евгений Несмеянов. Это не единственный документ в ряду других, защищающих наши моральные, этические и религиозные воззрения. Нельзя безнаказанно оскорблять людей. И с этой точки зрения я закон приветствую. Другой вопрос, какие санкции он предусматривает? Здесь можно спорить.
Споры вызывает и само понятие «чувство верующего». Науке особых религиозных чувств как бы и неизвестно. В свое время врач, психолог, кандидат философских наук Александр Лука проанализировал литературу по психологии чувств и пришел к выводу, что у человека, вне зависимости от того, верующий он или нет, 36 позитивных чувств и 40 негативных. Это обычные человеческие чувства: любовь, ненависть, страх
Проведенный в храме Христа Спасителя
А как же Конституция?
Одни приветствуют возрастающее участие церкви в жизни общества, другие, ссылаясь на главный закон страны, подчеркивают, что Российская Федерация светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому «нечего церковникам делать в государственных учреждениях».
По мнению Сергея Астапова, зав. кафедрой философии, религиоведения и теологии, доктора философских наук, светский характер государства вовсе не означает запрета на функционирование, существование, развитие религии в социуме. Религия продолжает оставаться большим социальным явлением, которое пронизывает все сферы общества. Но в действительности Россия остается светским государством, даже если высшее руководство страны, политические деятели посещают храм, участвуют в богослужениях.
Скажите, насколько православная идеология влияет на политические решения?
И в школе, и в вузе
Доктор философских наук, профессор Маргарита Финько отмечает, что социологические опросы показывают: у молодежи, особенно студенческой, наблюдается определенный интерес к вопросам, относящимся к сфере религии. И, наверное, будет лучше, если на них ответят компетентные представители духовенства. В Ростовской епархии есть специалисты, которые принимают участие в «круглых столах», диалогах, проводимых в университете. Они касаются поиска нравственных, духовных ценностей, помогающих жить в этом сложном мире. А этот мир сложен для молодого поколения, с его неустоявшимися знаниями, пониманием тех или иных обстоятельств.
За последние лет пять мы наблюдаем достаточно агрессивную политику, к примеру, со стороны представителей так называемых нетрадиционных религиозных организаций. И все, что исходит от религиозного просвещения, имеет определенный ресурс для противостояния разного рода деструктивным силам.
Кандидат философских наук, доцент Евгений Эгильский уверен, что не совсем правы те, кто утверждает: религиозные организации пытаются занять место, которое в светском демократическом государстве они занимать не должны. К примеру, более десяти лет обсуждаются вопросы о введении основ православной культуры в школе. И до сих пор идут дискуссии. По мнению Евгения Эдуардовича, не было бы ничего страшного в том, если бы в школе, для желающих, разумеется, были самые обычные уроки религии, которые бы проводили представители разных конфессий. У нас же это вызывает вопросы. Или, скажем, армия. Так называемый институт капелланов есть во всех светских демократических государствах. Кроме коммунистической Северной Кореи, Китая и России.
Когда студенты мне говорят, что Россия православная страна, я им отвечаю: «Коллеги, вы ошибаетесь», продолжает Эгильский. Это Соединенные Штаты Америки страна православная, потому там есть православные капелланы в армии. А в Войске Польском существует штатная должность главного православного военного капеллана всех видов Вооруженных Сил. И во французском иностранном военном легионе, как только появились выходцы из славянских стран, сразу была введена должность православного капеллана. У нас только в некоторых воинских частях есть священники. Но и это вызывает возмущение!
Каждый со своей «винтовкой»
Можно ли сказать, что сегодня религия, в частности русская православная церковь, пытается взять на себя задачу нравственного очищения общества и духовного возрождения страны? спрашиваю ученых.
У любого здравомыслящего человека сразу возникнет вопрос: «А способна ли одна православная церковь в нашем разнородном, многоконфессиональном, полинациональном обществе выполнить эту задачу?» отвечает профессор Николай Капустин. Здравый смысл подсказывает: «Это возможно сделать, только объединив усилия всего общества».
Но

