Этот старый лозунг получил подтверждение в наши дни
История, поведанная в заметке «Луна и Царь-ракета» («НВ» от 12 апреля 2013 г.) имеет неожиданное продолжение. Оказалось, что оставшиеся после «Царь-ракеты» несколько десятков неиспользованных советских ракетных двигателей настолько опередили свое время, что уже в наши дни устанавливаются на новейшие американские ракеты!
21 апреля этого года состоялся успешный запуск американской частной ракетно-космической системы «Антарес-Сигнус». Ракета-носитель «Антарес» предназначена для доставки грузовых кораблей «Сигнус» на Международную космическую станцию МКС и была создана американской корпорацией Orbital (полное название Orbital Sciences Corporation) в рамках усилий американского агентства по исследованию космического пространства NASA по снижению зависимости от услуг российских грузовых транспортных кораблей «Прогресс».
И, что самое пикантное, хотя это американцами особенно не афишируется, ракетно-космическая система «Антарес» выводится в космос с помощью установленных на ее первой ступени двух мощных советских ракетных двигателей НК-33, изготовленных еще 40 лет назад для сверхтяжелой (массой почти 3000 тонн) советской лунной ракеты Н-1. Эти двигатели были разработаны под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова для доставки советских космонавтов на Луну, и с ними связана неизвестная широкой публике и прямо-таки детективная, продолжающаяся до наших дней история
Академик Сергей Павлович Королев начал разрабатывать свою гигантскую лунную ракету Н-1 еще с начала 60-х годов, а двигатели для нее, как и для других королёвских ракет (Р7, «Восток», «Восход», «Союз»), должен был разрабатывать академик В.П.Глушко. Однако Глушко тогда был увлечен перспективами использования в качестве ракетного топлива несимметричного диметилгидразина (так называемого гептила) вместо керосина и соглашался делать лунные двигатели только на гептиле. Королев же был категорически против использования гептила в тяжелых ракетах гражданского назначения. Ведь в случае аварийного падения такой ракеты на город ее почти двух тысяч тонн гептила было бы вполне достаточно для уничтожения нескольких миллионов человек, т.к. гептил и его пары относятся к отравляющим веществам первого (самого токсичного!) класса опасности. Кроме того, гептил не только токсичен, но и обладает сильными канцерогенными свойствами.
Тогда С.П.Королев и вынужден был обратиться в ОКБ авиационных двигателей Н.Д.Кузнецова с просьбой разработать сверхмощные для того времени ракетные двигатели на керосине и жидком кислороде для своей ракеты Н-1. Пикантность же ситуации была в том, что Николай Дмитриевич Кузнецов никогда ранее не делал мощных ракетных двигателей для космоса, а разрабатывал турбовинтовые и реактивные двигатели для самолетов. Многие десятки лет наша военная и гражданская авиация летает на двигателях ОКБ этого выдающегося конструктора. Однако созданные в ОКБ Н.Д.Кузнецова по просьбе С.П.Королева космические ракетные двигатели НК-33 оказались настолько удачными и перспективными, что до сих пор остаются одними из самых лучших ракетных двигателей в мире!
Лично познакомиться с академиком Н. Д. Кузнецовым мне довелось благодаря директору нашего НИИ механики и прикладной математики Ростовского государственного (ныне Южного федерального) университета академику И.И. Воровичу, который как-то взял меня с собой в качестве содокладчика на выездную сессию Отделения проблем машиностроения и процессов управления Академии наук СССР. Выездная сессия проходила в Днепропетровске, где до сих пор работают знаменитые ракетные КБ «Южное» и завод «Южмаш». Погода была плохая, и вечерами почти все участники сессии собирались в буфете гостиницы. Кузнецов и Ворович учились (правда, в разное время) в одной и той же Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского, хорошо знали друг друга, вследствие чего академик Кузнецов почти всегда садился за наш с Воровичем столик, где уже в неформальной обстановке продолжалось обсуждение интересующих вопросов...
В 1966 году умер академик Королев, его преемники довести ракету Н-1 не успели, и в 1969 году американцы первыми высадились на Луну, вследствие чего советская пилотируемая лунная Программа Н1-ЛЗ потеряла всякую актуальность. К тому времени уже было изготовлено 94 серийных двигателя НК-33. Двигатели обладали уникальными характеристиками, были многоразовыми и могли быть использованы до 15 раз. Кроме серийных, имелось еще порядка 60 экспериментально-испытательных двигателей, которые тоже могли быть использованы. Однако вследствие закрытия советской лунной Программы все эти двигатели оказались невостребованными и по специальному приказу тогдашнего руководства СССР подлежали уничтожению. Сотрудникам Н.Д.Кузнецова все же удалось сохранить почти все двигатели, спрятав их на складе одного из химических заводов города Куйбышева (ныне Самара).
В самом начале лихих 90-х этими «бесхозными» ракетными двигателями заинтересовались пронырливые американцы из фирм Aerojet и Orbital. Однако американцы долго не могли поверить, что пролежавшие на складах десятки лет еще советские ракетные двигатели могут работать безотказно. Вследствие этого на российских и американских полигонах было проведено несколько тестовых огневых запусков двигателей НК-33, по результатам которых в 1996-1997 годах американцы закупили у России сразу более 30 таких двигателей. Сумма контракта и точное количество поставленных двигателей являются коммерческой тайной. По неофициальной информации, к настоящему времени американцы уже закупили более 50 ракетных двигателей НК-33 по смехотворной бросовой цене порядка $1 млн. за штуку!!!
Вместо дорогостоящей разработки собственных мощных ракетных двигателей специалисты корпораций Aerojet и Orbital решили просто оснастить наши двигатели НК-33 своими системами управления, новейшей электроникой и под маркой AJ26 сертифицировали их для использования в качестве основных двигателей новейшей ракеты-носителя среднего класса «Антарес» массой почти в 300 тонн.
Полеты ракетно-космической системы «Антарес-Сигнус» к МКС планируется совершать 2-3 раза в год, вследствие чего уже закупленных американцами двигателей НК-33 хватит им более чем на 10 лет полетов! Таким образом, если все будет в порядке и далее, то оснащенные мощными ракетными двигателями еще советского производства американские частные ракеты-носители с осени этого года начнут регулярно доставлять коммерческие грузы на Международную космическую станцию.