В районо, как всегда, людно. Но женщина перед дверью одного из кабинетов – здесь по особому случаю.

– Уже второй раз прихожу, но никак не решаюсь войти в кабинет. Хочу отказаться от опеки над двенадцатилетним мальчиком. Решение это для меня непростое, но чувствую, не справляюсь. Он оказался трудно управляем. Уроки делает со скандалом, на улицу уйдет и может заявиться обратно и в десять, и в одиннадцать ночи. Бегаю, ищу его по всей округе! – У нее явно сдают нервы, на глазах появляются слезы. – А ведь брала его восемь месяцев назад из детдома с самыми добрыми побуждениями!..

Таких несостоявшихся родителей в масштабах страны – огромная цифра. Только в 2011 году по инициативе самих так называемых «заменяющих» родителей обратно в госучреждения было возвращено 4600 детей. Еще в 833 случаях их забрали органы опеки по причине невыполнения приемными родителями своих обязанностей или вовсе жестокого обращения.

Оказалось, чтобы достичь задуманное – сократить количество детдомов и передать как можно больше их воспитанников в семьи – недостаточно включать всем желающим взрослым «зеленый свет». Тут очень тонкая материя, требующая отбора будущих родителей с особой тщательностью.

В этом году на уровне правительства страны и региональных властей наконец-то введено обязательное обучение будущих «заменяющих» мам и пап.

– Но мы такой работой начали заниматься еще десять лет назад, – говорит директор ростовского городского Центра диагностики и консультирования Ольга Владимировна Суханова. – Только тогда это были проекты, финансируемые общественными благотворительными фондами, а сейчас – государством. На обучение одного человека выделяется 6433 рубля. Увеличилась и продолжительность курса занятий – с 24 часов до 65. Зато допустимое количество человек в группе сократились с 8-15 до 6. Хотя мы отмечали, что для эффективного проведения тех же тренингов требуется определенное число участников, но к нашему мнению почему-то не прислушались, объяснив сложностями набора в сельских территориях и экономическими расчетами. Но, в любом случае, главная цель занятий и тогда и сейчас – дать будущим родителям возможность взвесить свои силы, предупредить о трудностях, рассказать об их причинах.

Например, если ребенок первое время прячет еду под подушку – это последствие его предыдущей жизни, а не желание вас огорчить. Или вот ситуация: опекунам нужно быть готовыми к появлению биологических мам и пап. Как себя вести? Запрещать видеться с ребенком или поступить мудрее?..  Еще момент: есть родные дети, но семейная пара хочет взять еще ребенка под опеку. Как отреагируют дети? Что предпринять для налаживания контакта между ними? Кстати, раньше мы обязательно встречались с родными детьми претендентов в приемные родители, теперь, по новым программам, это отошло на второй план. Мы только можем предложить родителям помощь психолога, но главное слово в этом – за ними.

Новые программы обучения уже разосланы на места, но специалисты понимают, что это всего лишь заготовка. Они будут корректироваться с учетом уже имеющегося и нарабатываемого опыта. Что касается предполагаемого обязательного тестирования, то с ним решено немного повременить, чтобы хотя бы разобраться и опробовать.

Тестирование – один из главных «коньков» нынешней системы. Ожидается, что оно поможет отсеять всех неподходящих для роли приемных родителей, выявить психологические «странности» претендентов и степень подготовленности. Главный его разработчик – сотрудник института психологии РАН Александр Махнач в интервью одному из центральных изданий осторожно заметил, что «тестирование – сильное и полезное средство, но важно, чтобы оно было в правильных руках, которые управляются умной головой. Иначе это повлечет за собой непредсказуемые последствия, скоропалительные решения и искалеченные судьбы детей и кандидатов в приемные родители».

– Мы попробовали эти тесты и не смогли набрать необходимое количество баллов, – признаются сотрудники районо. – Выходит, даже мы не подходим на роль приемных родителей?..

Непрохождение тестирования и итогового собеседования, пропуски более 30% занятий – основные причины, по которым вместо свидетельства могут выдать отказ.

– Но я бы не стала заранее сильно пугать будущих мам и пап, – говорит Ольга Владимировна. – Лучше посоветую задуматься о мотивации. Почему и для чего они решили взять ребенка? Это очень важно. Сейчас у нас «в работе» две семьи, решившие вернуть детей. В одном случае – муж сделал жене подарок в виде ребенка, а тот оказался неидеальным и поэтому ненужным. С другой женщиной мы вообще не можем никак встретиться. Назначаем ей прием психолога, а она не приходит…

Обязательное обучение приемных родителей преследует вполне конкретную цель – сократить число возвратов детей и фактов жестокого обращения. Предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение приемных семей. Очень нужное дело. Если оно, конечно, не повторит судьбу нынешней практики, когда специалисты навещают такие семьи лишь от случая к случаю. То есть раз-два в год.