Говорят, газеты скоро умрут. В ответ хочется сказать: «Не спешите нас хоронить».

Читаю в анонсе книги одного известного блогера: «Вымирание газет предопределено технологиями (Интернет, мультимедиа), оно начнется крахом дистрибуции в конце 2010 годов, а завершится в 2030-е годы уходом последнего «газетного поколения». Газетной эпохе осталось около 20—25 лет». Что самое интересное — этот же автор несколько лет тому назад утверждал, что газеты бессмертны. А теперь говорит, что «прозрел» и понял истину: «Интернет — это всего лишь наиболее яркая и заметная, лежащая на виду причина смерти газет. Нужно смотреть глубже. Пресса противостоит не Интернету, а самому ходу истории».

Да уж, апокалипсические предсказания — не новость. Нам уже столько раз объявляли о смерти театров, кино, книг… Правда, вот так в лоб: «они противостоят истории», кажется, не говорили. А тут на тебе, по полной программе… Обидно как-то стало… За себя, за коллег-журналистов, за редакцию. Получается, что всех, кто газеты выпускает, чуть ли не к врагам истории причислили. А я, наоборот, всю жизнь считала, что как раз благодаря СМИ история и делается. По крайней мере, сохраняется, это уж точно. Чтобы в этом убедиться, достаточно полистать подшивки газет...

Давайте представим себе, что с завтрашнего дня газет и журналов не будет вообще. Что вся информация волшебным образом переместилась в Интернет. Как вам такая картинка? Мне — не очень. Несколько лет тому назад я пыталась «пересесть» в виртуальный мир и читать газеты и журналы только в электронном виде. Выдержала этот «эксперимент» только три дня. Во-первых, неудобно было читать текст на мониторе, во-вторых, не хватало «тактильных ощущений» - шуршания страниц и запаха глянца, в-третьих, в Интернет ведь не вся информация выкладывается. Поэтому «бумажная» и «интернет–версия» газеты различаются между собой. Возьмем для примера «Наше время». У нас есть сайт www.nvgazeta.ru. Знаю, что многие пользователи, которым нужна оперативность, начинают свое утро именно с прочтения новостей и интересных статей на сайте НВ. Но читатели бумажной версии — в бóльшем выигрыше, потому что, в отличие от посетителей сайта, становятся обладателями информации, которой нет на сайте. Причем подписчики получают еще и приложения к газете — «Аксинью», «Фазенду» и «Массаракш». Так что выгода очевидна.

Еще одно из отличий между Интернетом и газетами. Допустим, идет информация о каком-то событии. Когда мы заходим в поисковые системы, то видим десяток ссылок, а интерпретация невелика. Почти все (сухо и коротко) повторяют друг друга. Развития новости, а уж тем более анализа, практически нет. Потому что Интернет не ставит перед собой такую задачу. И люди, которые профессионально занимаются медиа-технологиями, зачастую живут в своем, виртуальном мире и не выходят в мир реальный. Журналисты же «идут в народ», встречаются с героями или свидетелями событий, делают снимки, анализируют ситуацию. Да и потом что бы там ни говорили и как бы ни предрекали скорую смерть газетам, они по–прежнему остаются влиятельным средством. И для людей, которые принимают решения, и для тех, кому нужна помощь. В редакции газет звонков и писем с благодарностью за оказанную помощь приходит очень много. А ведь, наверное, это самое главное – быть нужным.

В Париже есть уникальный магазинчик — La Galcante, в нем собрано 8 миллионов старых журналов и газет. Основатель La Galcante, в прошлом журналист Кристиан Байи, вовсе не предполагал торговать. В 1975 году он задумал La Galcante как «Музей прессы» с небольшим магазином, где бы продавались лишние экземпляры газет. Но за все эти годы открыть музей ему так и не удалось — старые газеты… начали пользоваться популярностью. Вот уже почти сорок лет их покупают коллекционеры, фанаты знаменитостей, которые собирают о них каждую строчку, историки и журналисты, которым газеты нужны для работы. Реквизиторы используют газеты для съемок и спектаклей, модельеры скупают журналы с модой прошлого века, превращая ее в моду нынешнего. Для остальных покупателей газеты становятся… подарком на день рождения или воспоминанием о юности. Вот так предприимчивый бизнесмен нашел применение старым газетам. Кстати, хорошая идея! Надо бы взять ее на вооружение…

А пока почитаю-ка я свежий номер газеты, без паролей и «кликов» открою страницы. Потом передам почитать «Наше время» своим домашним. А может, возьму ножницы, вырежу понравившуюся статью и оставлю ее на память. Для истории. Она покажет, что будет через 20 лет…