
Даже из самой отчаянной ситуации всегда есть выход, считают психологи социально-психологической, суицидологической службы Ростовского филиала психоневрологического диспансера. Они знают, о чем говорят. За четверть века работы службы специалисты помогли многим людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
На подготовку соответствующих документов, специалистов, кабинетов ушло три года. В октябре 1988-го первым заработал «Телефон доверия» экстренной психологической помощи, были открыты кабинеты социально-психологической помощи, а позже — психо-терапевтической. Вначале ростовчане, жители области не могли разобраться, что эта за служба? Люди путали психологическую помощь с психиатрической и психотерапевтической помощью. Когда сотрудники службы рекомендовали им обратиться в кабинеты социально-психологической помощи, где работали психотерапевты и психологи, они, ссылаясь на то, что психически здоровы, говорили, что обращаться туда не будут. Приходилось объяснять, чем отличается одна служба от другой. Когда, наконец, разобрались, что к чему, на тот же «Телефон доверия» стало поступать до 50 звонков в сутки.
— В конце 80-х социально-психологический климат в стране был более или менее стабильным. Обращения людей в нашу службу были связаны со сложностями в семье, неудачной любовью, алкоголизмом родных и близких, — рассказывает Николай. — Причины серьезные, но не столь катастрофические по сравнению с пиком суицидальной активности в стране и области в середине 90-х. В период с 1994 по 1995 годы Россия вышла на первое место по числу самоубийств — более 60 тысяч человек в год. В Ростовской области этот показатель стабильно держался на уровне 850-900 человек, в Ростове — от 116 до 140.
Основной причиной было то, что в обществе происходила ломка социальных стереотипов, изменение государственности, социальные и, как говорят психологи, этические потрясения — рост проституции, наркомания, алкоголизм. Свою роль сыграло появление мелкой кооперации, делающей деньги из «воздуха». Большая часть населения потеряла работу, а те, кто работал, не получали зарплату по два-три месяца, а то и по полгода. Многие вынуждены были заниматься несвойственным им делом. Люди шли на улицу, торговали чем угодно, лишь бы заработать на жизнь хоть какие-то средства. В этой социально-психологической неустойчивости «слабым звеном» оказались в большей мере мужчины, которые обеспечивали семью материально. В одночасье потеряв работу, они переставали быть главой семейства. Что вело к алкоголизму, депрессиям и, в конечном итоге, самоубийству. В это время как раз и увеличилось количество обращений, связанных с потерей социального, семейного статуса. По сути, люди теряли все. Им не на что было опереться. И психологи прилагали все силы, чтобы им помочь.
Нельзя сказать, что сегодня обращений в службу стало меньше. Но ситуация несколько изменилась. Работа кабинетов службы проходит с утра и до вечера. Но в выходные и праздничные дни, ночное время получить экстренную психологическую помощь люди могут только по «Телефону доверия». Да и собраться с силами, преодолев свои страхи, сопротивление, и дойти до кабинета социально-психологической помощи для многих представляет большую сложность. Но именно беседы с психологами «Телефона доверия», которые разъясняют, в чем будет заключаться эта помощь и что этот вид помощи принесет только пользу и никоим образом не навредит, позволяют людям переступить порог кабинетов службы.
За 25 лет работы «Телефона доверия» квалифицированную психологическую помощь получили около 140 тысяч человек, из них — 3 тысячи 735 человек с суицидальными переживаниями. Беседы с такими абонентами длятся до того момента, когда звонящий приходит к пониманию того, что жить стоит, и сам в этом признается.
Около 19 тыс. людей, обратившихся на «Телефон доверия», находились в глубоком психоэмоциональном кризисе. Если даже они не говорили о суициде, то в подобном состоянии люди часто решаются на такой поступок. Задача психолога не подсказывать, как человеку поступать, а помочь найти альтернативу выхода из кризисной ситуации. Человек должен самостоятельно принять решение, ведь в итоге за то или иное решение ему придется платить. Чем? Чувствами, переживаниями, потерями или приобретениями. А задача психолога, находясь рядом, помочь человеку найти верное решение.

