Только мы вздохнули спокойно после новогоднего ажиотажа, наступает очередь следующих праздников.
К акциям — с подозрением
К предстоящим праздникам готовятся не только покупатели, но и продавцы: уже появились первые сообщения о предстоящих акциях, распродажах и «уникальных предложениях». Чаще всего именно здесь кроется опасность для покупателя.
Самое частое нарушение на распродажах — под шумок сбывают некачественную продукцию: с истекающим сроком годности или незначительным браком, могут подсунуть и товары после ремонта. Поэтому любое соблазнительное предложение нужно подробно изучить: что стоит за внезапной щедростью продавца? Особенно подозрительно надо относиться к тем «предложениям», которые явно остались с новогодней распродажи: в первую очередь это касается скоропортящихся товаров: косметики и продуктов питания — возможна просрочка! «Просроченными» могут быть и непродовольственные товары: устаревшие модели техники или товары уже несуществующих производителей — здесь могут возникнуть проблемы с гарантийным ремонтом, поэтому обращайте внимание на дату производства даже кофемолки.
Много претензий к подарочным наборам: предметы в непрозрачной коробке не видно, оценить их внешний вид сложно. Открыть такую коробку нельзя — что делать? Даже на самой изысканной подарочной упаковке обязательно должно найтись место для этикетки с перечнем товаров и информацией о каждом из них: состав, условия хранения и применения, адрес производителя, дата и место изготовления (а не упаковки в коробку!). Нелишним будет поискать на полках магазина товары из набора по отдельности: посмотрите, как они выглядят вне праздничной упаковки, заодно и приценитесь — действительно ли набор выгоднее или вас просто «стимулируют» потратить больше денег?
Достаточно спорна ситуация с предложением «покупка плюс подарок», например, за дорогую микроволновку могут вручить дешевый сотовый телефон. Продавцы уверяют: гарантийные обязательства на бесплатно доставшийся подарок не распространяются, ведь это не покупка! Это не совсем так. У продавцов нет гарантийных обязательств на товар, но такие сохраняются у фирмы-изготовителя, к ней и можно выставить претензию в случае брака. А продавцам можно вернуть бракованный подарок, правда, вместе с основной покупкой, и получить обратно свои деньги.
Иной случай, когда под словом «подарок» подразумевают серьезную скидку на другой товар. Здесь никакого факта дарения нет — даже за приобретенный со скидкой в 99,9 % товар вы платите деньги, значит, имеете потребительские права.
Осторожнее со списками!
Постоянные читатели «Нашего времени» уже вызубрили списки товаров, с которыми нужно быть особенно осторожными. Речь идет о технически сложных товарах, которые можно обменять или вернуть при незначительном браке лишь в первые две недели после покупки, и перечне непродовольственных товаров, обмен или возврат которых при надлежавшем качестве невозможен. Накануне романтических праздников обратите особое внимание: в последнем списке также находятся ювелирные изделия, которые просто из-за несовпадения размера не вернешь!
Есть еще и «неформальные» списки, составленные защитниками прав потребителей: товары наибольшего риска. Обзвонив десяток организаций в Ростовской области, помогающих покупателям решить проблемы с магазинами, можно сделать вывод: наиболее часто в эти праздничные дни люди сталкиваются с браком при покупке сотовых сенсорных телефонов и планшетов. В зоне риска — косметика и кондитерские изделия, эти товары чаще всего продают с нарушением сроков годности и условий хранения. Также среди «подарочных» товаров много жалоб на кухонную бытовую технику (особенно на электрочайники и фильтры для воды), обувь и трикотаж. Отдельно акцентируют внимание покупателей на недоверии к «духам на розлив»: разумеется, ни о каком фирменном качестве или даже схожести с известными ароматами речи не идет, но подобные «духи» могут нанести вред получателю подарка, вызвав серьезную аллергическую реакцию. Предостерегают общественники и от покупки цветов и открыток на уличных лотках: при такой погоде даже товары высокого качества (которые вряд ли встретишь у коробейников) скоро придут в негодность, несмотря на потуги продавцов.
«Уважайте себя!»
К этому призывают как общественники, так и специалисты Роспотребнадзора. «Разумеется, мы все хотим сэкономить. Но покупать плохо пахнущие товары в рваных или грязных корбках, со «смешными» переводами инструкций — это в первую очередь неуважение к себе, — считает Александра Семиокова, уже за первые недели наступившего года проведшая с десяток экспертиз некачественных товаров для судебных исков потребителей.— Неужели вы действительно считаете, что купленный на рынке светильник, который явно пару раз роняли на землю, прослужит вам долго?».
Чистая и неповрежденная упаковка, полнота информации о товаре и производителе, условия использования обязательны для любого товара. И эти требования должны соблюдать даже на распродажах и в дисконт-центрах: некачественные товары запрещено продавать под видом скидки, поэтому даже надорванный ярлык или пятно — это повод потребовать заменить товар или вернуть деньги. Единственное исключение — уцененные товары, на которые снижена цена из-за обозначенного на этикетке брака. Но даже в этом случае, кроме указанных «дырки на рукаве» или «сломанного замка», других претензий к товару быть не должно: даже на уцененную вещь есть гарантийный срок, действующий на все остальные части предмета.
Фото http://www.alltime.ru
Также специалисты рекомендуют присматриваться не только к товарам, но и к… самому продавцу. «Я бы посоветовал сразу уходить из магазина, обслуживание в котором вам не понравилось, — советует юрист по вопросам потребительского рынка Сергей Александров. — Даже если вам не хамят, но поведение продавцов или атмосфера в магазине для вас некомфортны, прислушайтесь к своим ощущениям. Или просто сразу представьте: пускай совершенно случайно, но вам попадается брак, сможете ли вы в этом магазине «покачать права», легко ли вам будет решить здесь возникшие проблемы? Если нет, лучше еще раз подумать перед покупкой, ведь нервы стоят дороже любой скидки».