Не успели родные и близкие проститься с учителем московской школы № 263 и старшим прапорщиком полиции Сергеем Бушуевым, застреленными десятиклассником Сергеем Гордеевым, как в кафедральном соборе Южно-Сахалинска пьяный охранник частного охранного агентства Степан Комаров открыл беспорядочную стрельбу по прихожанам. В результате погибли два человека, есть раненые.

По одной версии Комаров расстрелял прихожан из-за нетерпимости к православию (сам он придерживается языческих взглядов), по другой — у него была затяжная депрессия, от которой он страдал. Гордеев, как считает следствие, в момент происшествия находился в состоянии острого психологического расстройства. На его странице «ВКонтакте» было выложено видео «Самый быстрый стрелок в мире Bob Muden». Боб Маден — американский стрелок, которому принадлежит несколько мировых рекордов. Комаров же в социальной сети оставил свой пост: «Обыватель, завтра ты будешь плакаться о своей судьбе».

В день трагедии, случившейся в школе, законодатели заговорили об усилении мер по хранению оружия, а после южно-сахалинской трагедии в Госдуме призвали жестко следить за тем, чтобы «огнестрел» не попадал в руки людей, находящихся в состоянии психического расстройства, и принять меры как на уровне законодательного ужесточения контроля за оборотом огнестрельного оружия, так и в сфере охраны учреждений образования, здравоохранения, культуры... Но тот же Комаров проходил психиатрическое обследование, и никаких отклонений в его состоянии выявлено не было. В день трагедии он получил служебное оружие и должен был отправиться в один из банков Южно-Сахалинска, чтобы сопровождать инкассаторов. Но больше его из коллег никто не видел. И не мог, поскольку Комаров отправился домой, переоделся в черную куртку со свастикой на спине, выпил для храбрости и отправился в храм... Остановит ли тех, кто взялся за ружье, ужесточение законодательства?..

Известный писатель доктор юридических наук, профессор Данил Корецкий в одном из интервью нашей газете сказал, что есть причины преступлений, а есть условия. «Оружие не является причиной, но его наличие может выступить в качестве условия преступности. Однако условия не порождают преступлений, они только облегчают их совершение. А причинами являются отношения в обществе». Выходит, для обоих стрелков наличие оружия только облегчило совершение преступления. А причиной стали отношения между родными, одноклассниками, педагогами, сослуживцами?..

В частном охранном предприятии Комаров был на хорошем счету — парень отслужил в морской пехоте, имел отличную подготовку. Из отличников — Сергей Гордеев. В младших классах даже плакал, если не получал пятерку. В старших участвовал в олимпиадах. Что подтолкнуло взрослого мужчину и подростка совершить одно и то же — взять в руки оружие и расстрелять людей? Над этим задумывается не только следствие, но и общественность. Когда отец Гордеева зашел в класс и увидел страшную картину, будто самому себе задал запоздалый вопрос: «Что я не так сделал? В чем ошибся?» Сейчас, когда стали известны многие факты из жизни подростка, можно предположить, что отец-«силовик» стремился сделать из сына идеального «бойца». Правда, забыл спросить сына о главном — хочет ли он сам этого? Но ради собственной благородной цели отец, судя по всему, ребенку ни в чем не отказывал. Компьютерные приставки, «знакомство» с оружием, совместные выезды на стрельбище — все ему, родному. Только учись, сынок, отлично! И мальчишка, по сути еще ребенок, не смел папе возразить. Тянулся, зарабатывал свои пятерки и очень сердился, если что-то шло не так. Отобрал отец компьютерную приставку за четверку — затаил обиду, обратил внимание на неточность, допущенную учителем географии на уроке, — перестал посещать его уроки, с недоверием отнесся к утверждению учителя литературы, что добро побеждает зло, — решил доказать обратное. У парня были отличные знания, но вряд ли они добавили ему еще и понимания того, чему учили. Ведь знать и понимать — принципиально разные вещи.

Может, нашему школьному образованию пора уже у детей развивать этот самый «аппарат понимания», чтобы они научились, наконец, отличать добро от зла через милосердие, не оставались эмоционально глухими к чужой боли, умели сопереживать. А не только зубрили домашние задания, чтобы участвовать в олимпиадах и добиваться высоких баллов на ЕГЭ. А в промежутках между этими «высокими целями» сидели бы за компьютерами и играли в «стрелялки». Тем более что игры эти опасны тем, что не подразумевают никакого партнера, кроме виртуального, которого в любой момент можно выключить. Ты сегодня его убил, а завтра включил игру, и он опять живой. «В компьютерных мирах нет смерти, и это кардинально меняет все. Человек убивает в реальности, как в компьютере», - подчеркнула в телепрограмме на одном из центральных телеканалов доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская. Она привела чудовищный пример, как девочка-третьеклассница зарезала ножом соседку по парте и сказала, что было совсем не так интересно, как в игре вчера. Сергей Гордеев боялся смерти, но «хотел посмотреть, как она выглядит». О чем говорить — взрослые (а, порой, вместе с детьми) часами сидят за компьютерными играми, в которых стреляют и убивают. Вполне возможно, что и Комаров не был исключением. Я не к тому, чтобы завтра запретили виртуальные игры. Скорее за то, чтобы родители, в конце концов, стали для детей не просто родителями, но и настоящими, верными друзьями, которых у них практически нет. Чтобы в самую трудную минуту они могли обратиться к ним за советом и поддержкой. Просто поговорить. Разве только детям этого так не хватает сегодня?..