3 февраля в одной из московских школ десятиклассник расстрелял учителя географии, убил полицейского и ранил еще одного человека. И хотя о причинах произошедшего почти ничего неизвестно, мы провели опрос среди наших читателей, чтобы узнать их мнение по этому поводу.

Инна Фетрова, психолог:
— Что-то определенное сказать почти невозможно. Но здесь, безусловно, имеется связь с уровнем притязаний ребенка. И здесь, наверное, виноваты родители, которые формируют этот уровень притязаний. Ведь получается: подросток настолько беспокоился, что у него нет необходимой оценки, что не нашел ничего лучше, как устранить источник стресса, в данном случае — учителя. Произошедшее в Москве напоминает мне случай из моей собственной практики.
В семье влиятельных в городе людей рос мальчик. Папа нацеливал его только на достижение идеального результата. «Ты не имеешь права получать оценку ниже самого высокого балла», - говорил он. Когда в 8-9-м классе этот мальчик влюбился и у него завязались отношения с девочкой, родители с учителями решили подстегнуть его к учебе, используя этот момент. Учителя привели в класс к этой девочке несчастного подростка и стали при всех рассказывать, насколько бы были результаты этого ребенка лучше, если бы он прикладывал больше стараний. Мальчик этого не вынес и выбросился из окна…
Ко мне после всего произошедшего на прием попала мать. Она прекрасно осознала свою вину и никак не могла успокоиться, хотя все равно повторяла: «Ну как наш сын мог плохо учиться? Мы столького добились, а он...». Отец же так и не признал ответственности за случившееся вообще.
Скажу, что, если родители и школа объединяются в своих не всегда посильных требованиях, у ребенка нет выхода. Он не выносит происходящего, и агрессия находит выход. Только в случае из моей личной практики агрессия пошла внутрь, а здесь вовне. К случившемуся причастна в первую очередь семья, но и школа в какой-то степени —  тоже!
Никто не говорит, что детей нельзя наказывать, стимулировать разным образом, заставлять, но каждый случай индивидуален. И если родители радеют за ребенка всей душой, а не за его результаты, скорей всего подобного не случится.
Светлана Анищик, педагог дополнительного образования ростовской школы № 98:
—  Когда я впервые услышала о произошедшем, в ужас пришла. Потом подумала: до какой же степени этот ребенок ни во что не ставит учителей! А когда посмотрела вечерние новости, мне мальчишку жалко стало. Его поступку нет оправдания. Но примите во внимание тот факт, что родители не приехали со своим сыном в суд — разве родители так поступают? Значит, маму с папой устраивал только хороший ребенок? К тому же папа, видимо, испугался, что понесет наказание за то, что хранил оружие не как полагалось.
Слышала, что мальчик шел на медаль, что у него были 4 или 5 репетиторов, что в классе его не особо любили. Думаю, ребенка просто «загнали». Я не снимаю с него ответственности, но случилось все-таки все не просто так. Думаю, что поспособствовали произошедшему и жестокие компьютерные игры.
Максим Осьминин, студент 1-го курса:
—  Информации о произошедшем мало, не знаю, что сказать. Единственное: мне всегда казалось, что заядлые отличники, для которых кроме учебы ничего больше в жизни не существует (если это тот случай), имеют проблемы с психикой.
Татьяна Хорунжая, мама старшеклассника:
—  Что тут скажешь? Я — в шоке. В нашей школе действует система охраны, везде работают видеокамеры, к родителям постоянно приходят СМС о том, когда их дети ушли, как учатся. Надеюсь, у нас все нормально должно быть.
А в том, что случилось, думаю, прежде всего виноваты родители. До чего же нужно довести ребенка, чтобы он пошел на такое, а потом даже не поехать с ним в суд? Как же отец хранил оружие, если случилось, что случилось? Думаю, отца подростка должны прежде всего наказать - загубил жизнь своей семье и семьям расстрелянных.