Ростовчанка Зинаида М. зимой в ожидании очередной квитанции за коммуналку каждый раз пила корвалол: особенно «бешеные» суммы в их доме начисляли за отопление, увеличивая привычную плату почти в два раза.
Фото/Видео: Андрей Краснокутский
«В домоуправлении сначала кивали на холодную зиму, потом пообещали, что сделают перерасчет», — жаловалась она по телефону редакционной «горячей линии». — Но отопительный сезон закончился, а в апрельской квитанции никаких перерасчетов мы не обнаружили. Когда его обязаны делать?»
К сожалению, в нашем законодательстве не прописан конкретный срок для этого. Корректировку за отопление обязаны делать не реже одного раза в год, однако когда именно — решают ресурсоснабжающая и управляющая организации.
Хотя по логике наша читательница права — сделать это должны после окончания отопительного сезона. Напомним: в нашем регионе по решению правительства РО начисление по статье «отопление» производится согласно пп. 2 п. 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307). Это значит, что начислять за тепло должны на основании среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с последующей корректировкой по фактическим показаниям коллективного прибора учета. То есть по закону кивать на холодную погоду управленцы при выставлении счета не имеют права: в Ростовской области начисление по фактическим показаниям коллективного прибора учета по статье «отопление» ежемесячно не производится!
Такая методика оплаты применительна для расчета платы за тепло круглый год — по 1/12 общей стоимости потребленной за год теплоэнергии в месяц. Однако нельзя не признать: в тех домах, где уже установлены общедомовые приборы учета теплоэнергии, жители по договоренности с управляющей организацией платят по факту, то есть по реальным показаниям счетчика в конце каждого месяца только во время отопительного сезона. Это противоречит областному законодательству, однако если всех жильцов это устраивает и жалоб по этому поводу нет... Но в этом случае о перерасчете речи быть не может: зачем он нужен, если жильцы и так оплачивают ровно столько, сколько потребили?
Сама постановка подобного вопроса озадачила специалистов министерства ЖКХ РО, к которым мы обратились за комментарием. Однако, когда мы уточнили детали начисления платы за отопление у нашей читательницы, вскрылись куда большие нарушения, чем выставление счетов только в отопительный сезон. Оказывается, при принятом еще три года назад в коммерческую деятельность общедомовом теплосчетчике жители все это время платили... по нормативу, будто бы показаний прибора учета никто и не снимал. Причем, видимо, еще и «индексировали» этот норматив в зависимости от изменений погоды... А потом иногда делали перерасчет, а иногда — нет.
«Немедленно обращайтесь в Государственную жилищную инспекцию, это явное нарушение, — резюмировали специалисты минЖКХ РО. — Пишите жалобу по адресу: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Нижегородская, 20 и прикладывайте копии платежных документов за оспариваемый период».
Вопрос еще одной нашей читательницы Марии Матвеевны Ж. из Белой Калитвы также касался платы за отопление. К сожалению, уже задним числом она хочет привлечь к ответственности управленцев и ресурсников за перетоп. «Как начался отопительный сезон, так форточка в моей комнате и не закрывалась, — жалуется она. – Никого не интересует, что в январе у нас на улице +5 — к батареям прикоснуться нельзя. А мне за обогревание воздуха на улице по 2-3 тысячи платить?»
В принципе, Мария Матвеевна права: по приложению
№ 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20 °С), однако и превышать этот показатель больше чем на 4 °С также права не имеют.
За любое отклонение температуры воздуха в жилом помещении от нормы (неважно, в какую сторону), размер ежемесячной платы снижается на
0,15 % в час (!) от выставленного счета за каждый градус отклонения от нормы. Однако, как мы уже неоднократно писали в февральских выпусках рубрики «ЖКХ», сделать это возможно только по акту предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. К сожалению, составления подтверждающих свои слова бумаг Мария Матвеевна не добивалась. Если наша читательница принципиально хочет добиться от ресурсников и управленцев компенсации за «баню в спальне», она может обратиться в суд. Главными аргументами в этом деле должны стать ее обращения в свою УК и в теплоснабжающую организацию (они должны быть зафиксированы в журналах регистрации заявок), также можно провести экспертизу, которая по показаниям общедомового счетчика, выписки из метеослужбы и энергопаспорта дома сможет вычислить, какая температура воздуха была в квартирах. Это достаточно сложный судебный процесс, однако в России уже есть немало прецедентов — таким образом жители доказывали нарушение температурных нормативов и получали перерасчет.
Хотя, на наш взгляд, куда дешевле и продуктивнее будет заставить управленцев особенно тщательно провести в этом году подготовку к следующему отопительному сезону: отрегулировать контроль подачи теплоносителя в дом и наладить оперативный контроль за температурным режимом в квартирах.