
— Вы поможете? — с надеждой, заглядывая мне в глаза, спросила пришедшая в редакцию «НВ» женщина.
Фото/Видео: Ольга Пройдакова
Скромно одетая, похожая на учительницу из фильмов советской поры, грустная. Татьяна Григорьевна (назовем ее так — Л.К.) «подсела» на кредитные карты — как наркоман на зелье. И теперь не в состоянии вырваться из этой удавки. Вот как, по ее словам, все происходило.
Карта за картой…
Она вернулась к родителям в Новочеркасск после неудачного «покорения» столицы (не заладилось там с работой). В родном городе устроилась было в одну организацию, однако тут ей не понравились окружение, обстановка, круг обязанностей («… у меня высшее образование, — несколько раз подчеркнула она во время разговора, — а работать пришлось не по специальности»).
Уволилась. В итоге в предпенсионном возрасте осталась без зарплаты и перспектив куда-то устроиться. Но, кажется, особо и не стремилась. Нашла другой путь — взяла в коммерческом банке (вспоминает, это был «Русский стандарт») свою первую кредитную карту. Всего на 15 тысяч рублей. А погашала долг, по ее словам, ежемесячно выплачивая по 2 тысячи в течение двух лет. На мою реплику, зачем же взяла под такие гигантские проценты, беспомощно пожимает плечами…
А в какой-то момент, судя по ее рассказу, это стало стилем жизни. Раз за разом она брала все новые и новые кредиты в разных банках. Брала, объясняет, чтобы погасить проценты по предыдущим займам. Но долги все росли и росли, как снежный ком.
Ее собственные объяснения по поводу «кредитной зависимости» порой поражают своей наивностью. Так, однажды получила SMS-сообщение о якобы «заблокировании» очередной карты. И хотя по ТВ, в газетах не раз писалось об этих эсэмэсках как о мошенническом методе, Татьяна Георгиевна все приняла за чистую монету и отправилась в банк за разъяснениями. Там ее успокоили, а заодно… уговорили оформить еще одну кредитную карту. «Мне предложили, и я не отказалась», — произнесла она.
В каких банках брала кредиты? Не очень охотно, но все же выдавливает из себя: в «Мега-банке», «Приватбанке», «Восточном», «Европейском», пару раз — в «Русском стандарте».
«Помогите финансово»
Неудачей, сообщила, закончилась и попытка найти надомную (ей хотелось именно такую) работу. Устроилась было в фирму, занимавшуюся изготовлением изделий из воска. Но там, говорит, оказались аферисты. Почему? Взяли с нее шесть тысяч рублей за обучение, и этим все ограничилось. В то время как у нее тогда, признается, денег на еду не хватало.
— Но почему вы не устроились на работу хоть куда-нибудь — хотя бы уборщицей, дворником? — пытаюсь выяснить у Татьяны Георгиевны. — Ведь дворники-то всегда нужны.
Не ответила. И сообщила еще об одном кредите на 130 тысяч рублей, взятом в Сбербанке.
Вот тут я очень сильно засомневалась. Сбербанковский кредит, знаю, оформить непросто. Моя знакомая, вузовский преподаватель, прошла у себя на работе через массу процедур, согласований, брала какие-то справки в бухгалтерии…
В пресс-службе Юго-Западного отделения Сбербанка РФ мне тоже подтвердили:
— Принятие решения о выдаче кредита клиенту осуществляется с использованием внедренной в банке скоринговой (методика оценки платежеспособности —Л.К.) системы. В том числе осуществляется всесторонняя оценка его расходов. При этом все действующие в банке процедуры относятся к коммерческой тайне и не могут быть раскрыты.
Вряд ли платежеспособность не работающей Татьяны Георгиевны с ее более чем скромной пенсией прошла бы сбербанковский «фильтр». Может, и по поводу всего прочего она насочиняла?
В финале разговора она назвала общий кредитный долг – 700 тысяч рублей. И сейчас якобы вынуждена продавать квартиру. Даже уже залог от покупателя получила. И успела потратить.
— Пусть газета поможет мне финансово! — взмолилась она в конце концов. — Неужели вы этого не сделаете?!
Как помочь, чем? Газета, объясняю ей, если пишет про ситуации, когда требуется спонсорская помощь, то только в тех случаях, когда речь идет о больных детях, пострадавших от тяжких недугов людях, беспомощных стариках…
А здесь человек сам себе все несчастья организовал и сам себя загнал в тупик.
Сколько есть народных поговорок на этот счет. «Коготок увяз — всей птичке конец», «Живи по средствам», «По одежке протягивай ножки», «Долг платежом красен» и т.д. Не говоря уж о притче про бесплатный сыр и его местонахождении.
…Может, и правда, женщина жила одним днем и была до крайности наивна? А может, рассчитывала, что в редакции ничего не будут перепроверять, с ходу с ее слов напишут жалостливую статью, глядишь, кто-то и откликнется? И такое бывает.
…— Постарайтесь хотя бы не продавать квартиру, остановите сделку, откажитесь, ничего не подписывайте, — попыталась на прощание дать ей нужный, как казалось мне, совет.
Посетительница махнула рукой и ушла, не оглядываясь. Зачем ей напутствия? Она же рассчитывала на финансовую помощь. Тут установка на «не учите меня жить, лучше помогите материально». Очень, кстати, распространенная сегодня
