Возможность замещения импортных товаров обсуждали на «круглом столе» в торгово-промышленной палате Ростовской области
Фото/Видео: Людмила Мельникова
Данные расходятся
По словам замминистра экономического развития Ростовской области Владислава Есина, доля прямого импорта продуктов питания в наш аграрный регион составляет 7,8 %: мы производим необходимый уровень овощей, практически полностью покрываем потребность в фруктах, молочной продукции и птице, а ввоз говядины и свинины не превышает 13 %.
А вот у местных производителей статистика другая. Так, по словам директора группы «Агроком» Сергея Сапотницкого, мясо для переработки ввозится в регион в гораздо большем объеме: как минимум 30 % свинины, до 20 % говядины и птицы — зачастую это тоже импортные товары.
Не согласны производители с уверением о незначительности роста цен: стоимость на сырье поднялась до 30-40 %. Представители мясоперерабатывающей продукции сообщают о резком и немотивированном скачке цен на птицу, производители «молочки» — о подорожании сырого молока. «Поставщики увеличили цену на 15 %, меньше 20-22 рублей за литр предложения не найти, — возражает директор по маркетингу ООО «Белый медведь» Денис Афанасьев. — Мы тоже будем вынуждены увеличить цены на свою продукцию».
Причем озвученный чиновниками главный механизм регуляции ситуации на рынке – ежедневный мониторинг цен — ростовских производителей не спасает, а губит: они оказались между необходимостью повышения цены из-за роста сырья и требованием властей этого не делать. Тем более рынок молочной или овощной продукции — сезонный, с сентября-октября цены растут и без каких-либо санкций.
Не все так гладко, как показывает официальная статистика, и с «растительным» рынком: до 40% выращенных на Дону овощей направляется в другие регионы, а местные фрукты — сезонные и не выдерживают конкуренцию с предложениями из Краснодарского края и Турции. В основном на экспорт в другие регионы в Ростовской области работают и производители рыбной продукции: донские карпы и искусственно выращенные редкие породы рыб идут в Москву и Санкт-Петербург — там закупочные цены в два раза выше. Ну а ростовчане при заявленных объемах местного производства едят привозное.
К тому же с прилавков магазинов не исчезли и «санкционные» товары: так, иностранные сыры так и остались на полках — в качестве даты выпуска на них «чудесным образом» указан день до введения санкций, а срок годности – достаточно большой.
Тем более что полностью на самообеспечении российский рынок не остался — вместо европейских поставщиков в данный момент сюда рвутся производители мяса из Латинской Америки, а овощи и фрукты из Турции – прямые конкуренты нашему растениеводству — под санкционные списки и вовсе не попали. «О каком «особом шансе» мы говорим? — удивляются донские аграрии. — Мы наблюдаем лишь смену иностранных поставщиков — в таких условиях привлечь средства для развития объемов очень сложно».
Как работать будем?
Говоря о планах работы по импортозамещению, донские производители просили уточнить: в какой экономической парадигме будем работать? Они согласны на любые схемы, но должны знать: мы будем и дальше действовать в условиях рыночной экономики, или же в текущих условиях заработают какие-либо элементы планового регулирования?
— Если у нас свободные рыночные отношения, то мониторить цены бесполезно — рано или поздно рынок сам «отрегулируется» до приемлемой для всех сторон цене: мы должны выйти на уровень рентабельности в нынешней ситуации и окупить инвестиции в расширение объемов, — рассуждают они. — Если же мы переходим на плановую экономику, то устанавливайте сверху удобоваримые цены для всех и гарантируйте выкуп объемов – будем подтягиваться.
Так, представители донской мясоперерабатывающей промышленности констатируют: свиноводство в Ростовской области в данный момент «схлопнулось» из-за постоянной угрозы АЧС. В Ростовской области есть построенные, но «замороженные» свинофермы: инвесторы не спешат вкладывать в них свои средства, ведь компенсации в случае вспышки АЧС не покрывают расходов. Их можно убедить или повышением рентабельности — то есть как минимум повышением закупочной цены, или защитой государства.
Мы сможем, только помогите
Донские бизнесмены констатировали: одного года отсутствия конкурентов из европейских стран для реализации задуманного не хватит.
— Бизнес не станет инвестировать средства в такие проекты, если будет знать: еще до выхода новых ферм на полную мощность на прилавках снова появятся более дешевые товары, — поясняют они. — Новая птицеферма заработает на полную мощность только через два года, еще через год начнет выходить на плановые обороты свиноферма, а молоко и говядина появятся лишь через 3-5 лет после создания новых ферм. Введение даже в ближайшее время шести дополнительных тепличных комплексов в Ростовской области ситуацию кардинально не изменит — полностью окупаться они смогут лишь через сезон. Здесь стоит говорить не об «уникальном шансе в течение года», а о поводе, наконец, создать новую систему поддержки местных производителей.
Кроме жесткого контроля за немотивированным взлетом цен, нужно помочь финансово: аграрии просили не деньги, а льготы. Так, помощник руководителя тепличного комбината «Ростовский» Елена Борисова подчеркнула: несмотря на то, что уже в следующем году их предприятие выходит на полную мощность и будет покрывать до 30% потребности Ростовской области в свежих овощах круглогодично, расширять производство им мешает исключительно сильная закредитованность и высокие цены на энергоносители.
Фермеры в буквальном смысле кричали о проблемах с ветеринарной службой: многочисленные платные анализы и немотивированные (с их точки зрения) штрафы они открыто называли взятками и акцентировали: изъятые в пользу ветконтроля суммы ложатся на себестоимость готовых товаров.
— Это надо придумать: брать деньги за анализы на АЧС! Услуги ветеринаров обходятся дороже, чем весь зарплатный фонд работников фермы, — говорит директор «Югмясопрома» Вячеслав Кравцов. — Между тем, мы так и не услышали внятных отчетов расследования вспышек африканской чумы свиней — при всей бурной и дорогой для нас деятельности ветеринаров защиты от очередной волны мы не ощущаем.
Председатель комитета ТПП РО по предпринимательству Юрий Рошкован также обратил внимание областных чиновников: погектарная помощь фермерам в 10 евро/га покрывает производителям разве что эти «взятки», между тем французские или британские производители получают от государства в 10-30 раз больше, поэтому и имеют такое разрушающее преимущество на рынке.
Не хватает донским производителям и необходимой инфраструктуры: во многих районах области банально нет бойни, нет организованных закупочных центров для сезонной продукции. В такой ситуации представители малого бизнеса настроены пессимистично: без помощи государства им скоро придется не выходить на экспорт, а избавляться от своего бизнеса.
Просто не умеем продавать?
По словам министра сельского хозяйства РО Константина Рачаловского, в данный момент требуемых фермерами механизмов нет — работаем в рыночных условиях. Он предложил сельскохозяйственным производителям представить конкретные предложения по изменению ситуации и по требуемым мерам госпомощи: по поручению правительства РФ в связи с введением санкций на региональном уровне разрабатываются новые продовольственной программы для обеспечения продовольственной безопасности. Отдельно пообещал разобраться с работой ветеринарной службы.
Директор департамента потребительского рынка РО Андрей Иванов сообщил о работе с фактами «нерыночного поведения» — все сообщения о немотивированных скачках цен, особенно на птицу и рыбу, моментально передаются в ФАС. Однако основную проблему в сложившейся ситуации он видит в неумении донских производителей работать на современном рынке.
Он акцентировал: при постоянном требовании местных производителей обеспечить доступ к прилавкам торговых сетей проведенные недавно две торгово-закупочные сессии с крупными гипермаркетами окончились плачевно — донские производители на встречу с торговыми менеджерами… не являются (фермеры парировали: «Это бесполезно»). Между тем такую возможность упускать нельзя: в ближайшее время под Волгодонском заработает крупнейший на Юге России распределительный центр, который будет снабжать все южное направление — у местных производителей есть уникальный шанс расширить географию своих продаж. А для этого необходимо научиться соответствовать требованиям розничных сетей.
— Это проверка нашего производителя на прочность: потребитель уже привык к определенному уровню комфорта, — отметил руководитель областного департамента потребрынка. — С одной стороны, у нас до 6-7 звеньев в цепочке от производителя до покупателя, с другой — нехватка логистики и тех, кто помоет-нарежет-рассортирует по пакетам.
Тем более, по словам директора «Северо-Кавказского логистического предприятия» Виктора Халына, судя по неизменной цене за страховку товара, крупные федеральные поставщики продукции озвученных на круглом столе проблем не имеют: «Скачки цен и нехватка сырья характеры только на локальном уровне, — констатировал он. — Помочь в этой ситуации могут грамотная логистика и хотя бы первоначальная переработка на местах».
Подводя итоги круглого стола, областные чиновники предложили оформить озвученные на встрече вопросы и направить им, акцентировав: «Нам нужны предложения, а не эмоции».