
«Что случилось с курятиной? — возмущаются наши читатели. — Цены в магазинах меняются почти ежедневно, а продавцы «отнекиваются» санкциями. У нас что, и куры были привозными?!»
Фото/Видео: Андрей Краснокутский
— Думаю, термин «спекуляция» здесь вряд ли применим, мы можем говорить о необоснованном росте цен, — поправляет директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов. — Сейчас антимонопольные службы проверяют, чем обусловлены такие скачки, особенно у предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
Но если пройти по всей цепочке от производителя мяса птицы до покупателя, то можно найти и вполне логичные обоснования такого удорожания. Во-первых, изменились потребительские предпочтения: подорожала говядина и свинина — курица стала «социальным мясом», которое покупают в разы больше. Во-вторых, по этой же причине стали больше закупать мясо кур перерабатывающие предприятия: в своей продукции они заменяют курятиной попавшее под санкции сырье — замороженное брикетированное мясо из Европы.
Причем рост отпускной цены на мясо птицы мы фиксируем с июня, когда о российских санкциях речи еще не было — от 20 до 40% по различным категориям. Среди аргументов производителей уже тогда звучали данные о снижении поставок свинины из Украины (это усиливало спрос на курятину), подорожании кормов из-за скачков доллара и евро, повышении производственных затрат на электричество и ветеринарное обслуживание.
Ежедневно на телефон «горячей линии» по вопросам ценообразования на социально значимые продукты питания (863) 240-26-44 и (863) 301-01-03 поступает около 30 звонков со всей области. Получаем огромное количество эмоциональных реплик «от чистого сердца», поэтому предупреждаем: эти звонки записываются — уважайте специалистов, обрабатывающих ваши обращения. Нам нужна конкретная информация: в каком магазине и насколько подорожали продукты. Мы не можем обещать, что моментально накажем продавцов и снизим цены, — эта информация в первую очередь нужна для создания общей картины и принятия дальнейших мер: в одном случае нужно выяснить ситуацию с крупноформатными магазинами, в другом — обратить внимание местных властей на ситуацию для принятия административных мер по сдерживанию цен на социально значимые продукты.
Мы не можем откровенно вмешиваться в рыночные отношения и заставлять магазины торговать себе в убыток. Товарная масса одновременно измениться не может: по законам рынка дефицит дорожает. Пока мы не заполним этот недостаток, цены на многие продукты и полуфабрикаты из мяса кур все-таки будут достаточно высокими.

