Число жертв на дорогах можно сравнить с военными потерями

С самого утра репортерская группа «НВ» ждала в редакции сигнала об очередном ДТП, где есть пострадавшие. В этом было даже что-то кощунственное: сидеть и ждать, когда неизвестные тебе люди, пока живые, здоровые и полные планов на будущее, будут замешаны в одно целое с искореженным в аварии металлом…

Впрочем, цель нашего рейда - не шокировать читателей подробностями аварий. Мы просто хотим напомнить, на какой тоненькой ниточке подвешена человеческая жизнь на наших дорогах.

Оба ехали на зеленый свет

Долго ждать не пришлось. Уже в 8.30 раздался звонок из Центра общественных связей ГИБДД: в Западном микрорайоне Ростова, на углу проспекта Стачки и улицы Малиновского, произошло ДТП, пострадал ребенок.

Прямо на перекрестке столкнулись два автомобиля: «Мицубиси Ланцер» и «Субару». Последний от удара отбросило на припаркованные у обочины машины. Произошло, по сути, еще одно столкновение — «Субару» налетел на автомобиль ВАЗ-99, где находились женщина и ребенок. Несмотря на то, что шестилетнего сына мать перевозила по всем правилам — пристегнутым ремнями в специальном детском кресле на заднем сиденье, — мальчик все же был ранен. Удар отброшенного «Субару» пришелся прямо в боковую стойку отечественного автомобиля, который, как ни парадоксально, пострадал намного больше тех машин, что столкнулись непосредственно на перекрестке, — стойка вмялась, посыпались стекла. На водителях, чьи машины столкнулись, — ни царапины. А ребенку из третьей машины осколками повредило лицо. К моменту нашего приезда его вместе с матерью уже увезла в 20-ю городскую больницу «скорая»…

«Кто из них виноват, определит дознание, — прокомментировал ситуацию старший лейтенант полиции Артем Кучеров, работавший на месте ДТП. – Ведь оба утверждают, что ехали на зеленый свет».

Надеемся, что с пострадавшим мальчиком все будет в порядке.

BAM_1903.jpg

А вот о других участниках ДТП, произошедших в тот же день, этого не скажешь. Чего только стоит авария, случившаяся поздним вечером в Ростове, на проспекте Космонавтов, когда водитель, не справившись с управлением, выскочил на тротуар и смял пятерых прохожих, получивших травмы разной тяжести… Почему так получилось: из-за технической неисправности, неопытности водителя? А может, он из тех безнаказанных, кому руль вообще лучше не доверять?

Всего же на той неделе, с 29 сентября по 5 октября, когда «НВ» проводило свой рейд по местам ДТП, на дорогах Ростовской области произошло 115 аварий. В них пострадали, получив ранения и травмы, свыше 200 человек. Многие из них останутся инвалидами на всю жизнь. А 24 из них погибли, в том числе и два ребенка… И это — только за одну неделю.

Чем не война?

Как–то один опытный водитель сказал мне: «Ты думаешь, правила дорожного движения – просто прихоть гаишников? Ошибаешься. Эти правила писаны кровью тех, кто уже поплатился здоровьем, а, может, и жизнью… Не соблюдать правила - глупо».

Однако так думают далеко не все водители. Не потому ли в автокатастрофах гибнет людей не меньше, чем в каком-нибудь локальном конфликте?

Число ДТП, произошедших только в Ростовской области за 9 месяцев текущего года, впечатляет — 4 261. В них погибли 639 человек, 5 240 получили травмы и ранения. Чем не поле боя?

Многие считают, что в таком числе аварий в нашем регионе виноват южный темперамент, который заставляет жителей Дона нарушать правила, - превышать скорость, выезжать на «встречку», не соблюдать очередность на перекрестке. Это, как говорится, рядовые случаи. А есть же еще и водители, готовые всегда проехать и на красный свет, и под «кирпич», пренебрегая и правилами дорожного движения, и здравым смыслом.

А кто-то и вовсе садится за руль пьяным, как это было в недавней аварии на Крепостном в Ростове с бывшим экс-судьей и экс-чиновником из правового отдела правительства РО.

За 9 месяцев нынешнего года по вине только пьяных водителей произошло 194 аварии, в которых погибли 20 человек, а около 300 получили травмы. Многие из них уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни по вине тех, кто сел за руль пьяным.

С точки зрения ГИБДД…

По мнению аналитиков ГИБДД, 87 % всех дорожных аварий происходит по вине водителей. Среди них лидируют столкновения машин — на них приходится две трети всех происшествий. Еще треть ДТП — это наезды на пешеходов. Но тема «водитель — пешеход», как говорится, отдельный разговор.

Инспекторы добавляют, что часто водители не учитывают конкретные погодные и дорожные условия. А состояние полотна дорог в области таково, что из-за него за 9 месяцев произошло 1200 аварий …

…и водителей

Чтобы получить ответы на вопросы «Почему так часто водители нарушают правила?» и «Можно ли исправить ситуацию?», мы опросили почти два десятка водителей. Приводим наиболее типичные ответы.

Алексей, стаж за рулем 8 лет: «Виноваты, конечно же, водители, нарушающие ПДД. Думаю, если бы закон был один для всех, то такого бы безобразия, что творится, на дорогах не было. Но только, к сожалению, не всех из них штрафуют. А многих нарушителей не штрафовать надо, у них надо права отбирать!»

Евгений, стаж за рулем 27 лет: «Я вожу машину еще с советских времен, но тогда такого разгула «крутизны» на дорогах не было. А если человек знает, что, нарушив правила, может откупиться, то у него возникает чувство полной безнаказанности — творю на дороге, что хочу».

Андрей, стаж за рулем 6 лет: «Такое впечатление, что половина водителей, особенно водительниц, совершенно не знают правил. Ездят, как бог на душу положит. Почему ГИБДД не несет ответственности за права, выданные тем, кто не умеет ездить и становится «автором» ДТП?»

Федор Карпович, стаж за рулем 35 лет: «Виноваты в большинстве сами водители, пренебрегающие ПДД. Но иногда водитель нарушает правила нечаянно — кто ездит, тот знает, как часто переносятся в Ростове с места на место дорожные знаки. Три дня назад ехал – не было запрещающего знака, а сегодня, откуда ни возьмись — появился. Вот тебе и нарушение. И хорошо, если без аварии».

Лина, получила права три месяца назад: «Ездить страшно. Я пока не очень уверенно вожу машину, потому стараюсь быть очень аккуратной на дороге. Но все боюсь, что меня «подрежет» какой-нибудь «крутой», а я еще и виноватой останусь. Чаще всего такие встречаются за рулем дорогих машин — и все им сходит с рук. Их я боюсь больше всего».

Наталья, стаж за рулем 23 года: «Из-за неразберихи с дорожными знаками бывают ситуации, когда водитель не знает, как поступить. В таких местах на помощь мог бы прийти инспектор ГИБДД, помешав совершить нарушение, — иногда из-за незнания, иногда — из-за глупости водителя. Но, как правило, в таких «неоднозначных» местах гаишники любят устраивать засады. Вместо того чтобы предотвратить нарушение, они дожидаются, когда ты его совершишь, а потом радостно выскакивают из засады и штрафуют…»

Николай, стаж за рулем 19 лет: « Главное, конечно, человеческий фактор. Если человек хам в жизни, то на дороге он такой же. И если не получает предупреждения — штрафа, то и вовсе становится опасным для окружающих».

Если суммировать мнения законопослушных водителей, то получается, что средство от ДТП одно — неотвратимость наказания. Но только с условием, что наказывать будут всех нарушителей, не делая различий между водителем престарелой «шестерки» и мощного кроссовера.

Видеорепортаж Владимира АПАРИНА