23 октября предприятию «Ренат-Транс» исполняется 20 лет, однако юбилей оказался печальным — фирма на грани банкротства.
Фото/Видео: Людмила Мельникова
Все началось с несчастливого №13-го
Одной из немногих своих проблем до августа этого года руководитель «Ренат-Транса» Яков Мехтиев считал все никак не завершившуюся эпопею с возвратом созданного когда-то им же маршрута № 13 — появившийся недавно пригородный маршрут №113 у другой фирмы дублировал «ренатовский» практически полностью. Череда судебных исков все-таки подтверждала правоту ростовской транспортной компании — возвращения злополучного «тринадцатого» ждали в ближайшие месяцы.
Но это были только «цветочки». «Ягодки» обнаружились во время проведенного, наконец, в Ростове-на-Дону конкурса по распределению городских маршрутов между транспортными компаниями. О его необходимости говорили последние 8 лет — неразбериху с дублирующими друг друга маршрутами и постоянной сменой обслуживающих их фирм давно было нужно кончать.
— Готовились к конкурсу не один месяц, — вспоминает Яков Кадырович. — Причин для беспокойства не было. Но на самом конкурсе внезапно обнаружилась, как я сейчас понимаю, заранее спланированная «акция» со стороны уже бывшего в данный момент сотрудника: на момент распечатывания конверта в нем не оказалось двух основополагающих документов — свидетельства права собственности на территорию и бумаг о балансе предприятия.
По заверению руководителя фирмы, «косвенно» эти документы присутствовали — все остальные бумаги без этих двух и выдавать не могли, однако все попытки оспорить исключение из конкурса из-за этого странного «технического брака» даже с помощью Арбитражного суда ни к чему не привели – фирма оказалась вне дележа городских маршрутов.
Далее, по словам Якова Мехтиева, коллеги по цеху решили помочь его фирме остаться на плаву: одно из предприятий отказалось в их пользу от маршрута № 54 — «хребетного» для «Ренат-Транса». Но в итоге «спасательный круг» непонятным образом уплыл совершенно другой фирме, даже не подававшей документы на участие в конкурсе. Объяснений такой «перетасовке» Яков Мехтиев так и не получил.
В середине октября должен был состояться новый конкурс, где собирались разыграть оставшиеся маршруты — в том числе и спорный 54-й. Но и этот последний для «Ренат-Транса» шанс исчез – на днях конкурс отменили как нецелесообразный…
Никому не нужны?
— Сейчас работаем на маршрутах № 93 и 15, пытаемся выкарабкаться с помощью нескольких пригородных маршрутов в Аксай и Кулешевку, — рассказывает Яков Кадырович. — Полностью исправные машины простаивают в гаражах, без работы остались почти 80 % опытных водителей – неужели они не нужны городу?
На «Ренат-Трансе» до начала всех этих событий работали около 600 человек, причем многие из них трудились здесь с начала основания фирмы. Еще в августе, узнав о роковой «технической ошибке», они провели серию собраний на предприятии — общаться с ними приезжало городское руководство. В то время, как вспоминают сотрудники, им обещали не допустить разорения крупной фирмы – к концу октября уверенности в этом почти не осталось. В данный момент у обычных водителей вырисовалась своя версия происходящего: к немалой по площади земле «Ренат-Транса» уже вплотную подобрались новостройки, и — по слухам — именно на месте гаражей и мастерских предприятия застройщики очень хотели бы построить еще один дом и детский садик: «Вроде и проекты согласованные уже есть, — говорят водители. — Поэтому нас и хотят разорить, чтобы землю продали».
Примечательно, но оставшиеся на стремительно разоряющемся транспортном предприятии люди считают это не проблемой «хозяина», а своей личной: работали здесь десятилетиями семьями — что теперь делать будут? Люди недоумевают: почему городские власти не только не помогают фирме, стабильно работающей и дающей массу рабочих мест в районе, но и топят ее?
Этот вопрос мы переадресовали директору департамента транспорта Ростова-на-Дону Сергею Посохову.
«Мы не спасаем коммерческие фирмы»
Обсуждать результаты конкурса Сергей Анатольевич категорически отказался: «Его проведение готовили в течение двух лет с многократными обсуждениями и консультациями всех транспортных предприятий, — заверил он. — Конкурс был проведен под перекрестным контролем надзорных органов, и его результаты не вызывают ни у кого сомнений. Кроме «Ренат-Транса», из-за аналогичных технических причин не смогли попасть к розыгрышу маршрутов еще два предприятия — «Транс-Экспресс» и «Легион Авто Транс». Это и у нас вызвало удивление, но все вопросы по этому поводу нужно задавать руководству предприятий, а не нам».
Также Сергей Анатольевич не стал обсуждать вариант «воскрешения» маршрута № 13 — дублирующий его маршрут №113 является пригородным и относится к ведомству министерства транспорта РО: «Судебные разбирательства по этому поводу еще не закончились, но в любом случае вопрос о существовании этого маршрута должен решаться на областном уровне, — пояснил он. — Если 113-й закроют, мы, разумеется, восстановим маршрут №13 с необходимыми изменениями, но в данный момент это нецелесообразно».
Обвинения в оставлении крупной городской транспортной фирмы без работы он категорически отверг: даже после проведения конкурса в городе остались невыбранные маршруты, которые и отдали «Ренат-Трансу». Сергей Посохов предложил журналистам самим оценить работу фирмы по предложенным ей городским маршрутам № 93, 17, 6, 15 и 30 — сами специалисты департамента транспорта Ростова считают ее скорее неудовлетворительной, уже получив по некоторым маршрутам замечания от надзорных органов.
— Что же до маршрута № 54, то собственностью предприятия он не является — почему мы обязаны отдавать его лишь потому, что фирма на этом маршруте уже работала? Тем более что жители Александровки не были полностью удовлетворены ее работой, — пожимает плечами Сергей Анатольевич. — Получившее его по конкурсу муниципальное предприятие от этой нагрузки отказалось — не хватало мощностей. А «Ренат-Транс» тогда особого интереса к нему не проявлял (позже журналистам стало известно, что в довесок к маршруту предлагались два не особенно рентабельных маршрута № 69 и 69А — от подобного условия в свое время «Ренат-Транс» категорически отказывался. — Л.М.). В данный момент на маршруте работает фирма «Карат», она нас устраивает полностью — почему мы должны отбирать у нее этот кусок и отдавать другому?
— Но ведь «Карат» получил этот маршрут не по конкурсу…
— Конкурс на оставшиеся маршруты, в том числе и 54-й, обязательно будет, — заверил руководитель департамента транспорта Ростова-на-Дону. – Но позже. Сейчас, только распределив с таким огромным трудом маршруты, заново «перетасовывать» их — нецелесообразно, даже с учетом плачевной ситуации одной из фирм-перевозчиков. Наша задача — не спасать конкретные предприятия, а реализовывать права пассажиров на достойное обслуживание и подбирать им наиболее удобные варианты перевозок — с этим проблем в данный момент нет. Поэтому мы имеем полное право перенести распределение этих маршрутов по конкурсу на более благоприятное время. Возможно, в апреле следующего года.
…Вот только «Ренат-Транс», скорее всего, до нового конкурса в нынешнем виде не доживет. По подсчетам Якова Мехтиева, продержаться на нынешних условиях они смогут максимум до Нового года, далее придется полностью переоборудовать предприятие и возвращаться в грузовые перевозки. «Текущие расходы на содержание техники, налоги… Нам и так пришлось пойти на отчаянный шаг — продать «боевую технику», — разводит руками руководитель «Ренат-Транса», по совместительству глава одноименной частной команды гонщиков на грузовиках, не раз занимавшей призовые места на «Дакаре», в том числе и дважды победившей на российском этапе соревнований «Шелковый путь». — А ведь в свое время областные власти нас буквально выталкивали на участие в ралли – отстаивать честь донского края. Теперь, видимо, мы стали ненужными».