Жители Дона пишут все больше жалоб на нарушения их потребительских прав: только с начала этого года по области поступило более 12 тысяч устных обращений и 3 тысячи письменных.
По проведенным социологическим опросам каждый третий житель Ростовской области хотя бы раз сталкивался с нарушениями во время покупок или заказа услуг, но чаще всего просто молча «голосовал ногами» в пользу другого магазина или производителя. «А ведь почти 90 % судебных исков решаются в пользу потребителей, — констатирует судья Ростовского областного суда Наталья Мельник. Но эта же судебная практика показывает: большинства таких исков и вовсе можно было избежать, если бы покупатель с самого начала вел себя грамотно. «Все больше подобных конфликтов в Ростовской области решается в досудебном порядке — это тоже хороший показатель, ведь экономятся время и нервы наших жителей, — считает вице-губернатор РО Сергей Горбань, рассказывая о развитии потребительской культуры в области. — Для этого мы стараемся их вооружать информацией и правовой поддержкой специалистов – на эти цели в бюджете Ростовской области на 2014-2020гг. заложено более 35 миллионов рублей».
Основные элементы подобного «оружия» могли наблюдать посетители форума. Стенды с результатами уже ставших популярными среди донских потребителей «контрольных закупок» — сравнительных исследований и независимых экспертиз — обращали внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения при продаже продуктов питания и бытовых товаров. Можно было проконсультироваться со специалистами в вопросах составления претензий или уточнить особенности работы «горячей линии» по защите потребительских прав «301-0-103» — здесь присутствовали те отважные девушки, что ежедневно принимают жалобы обиженных покупателей. Участникам форума предлагали проверить свои знания потребительского законодательства с помощью тестовых программ — «теорию» не всегда могли сдать на пятерку даже опытные общественники-правозащитники. Такую помощь и информацию в любое время можно получить на интернет-портале защиты прав потребителей Ростовской области zppdon.ru.
Вместо долгих выступлений приглашенных экспертов — блиц-опрос для каждого, причем вопросы задавались из зала. Одной из самых популярных тем стала сфера страхования, в том числе и автомобильного – в данный момент более 20 % судебных исков касаются выплат по ОСАГО. Снова в топ поднялись проблемы с туристическими услугами, были вопросы и по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг — по словам главного жилищного инспектора РО Шамиля Вальшина, львиная доля жалоб жителей Дона в областную ГЖИ касается нарушения их потребительских прав в этой сфере. В зоне риска — продовольственный рынок: по мнению председателя Союза потребителя РФ Петра Шелища, из-за трудностей, связанных с введением санкций, у многих производителей продуктов питания может появиться соблазн «поиграть» с качеством или количеством сырья для своих товаров — покупателям стоит быть особенно бдительными.
Немало вопросов задавали по «быстрым кредитам» — это стало бичом для многих, особенно оказавшихся в критической ситуации, а значит, не особенно размышляющих перед получением займа под грабительские проценты. «И это самая главная проблема, — акцентирует начальник управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг ЮФО Алексей Щербаков. — Рынок финансовых услуг в России достаточно новый, развивающийся и пока слабо отрегулированный, поэтому безопасность для потребителя напрямую зависит от его финансовой грамотности».
Впрочем, это касается и всех остальных сфер потребительского рынка: во многом решение проблем зависит от поведения покупателя — насколько грамотно он поведет себя перед совершением покупки или сделки: изучит ли всю информацию о товаре или услуге, сможет ли оценить все возможные риски. Именно поэтому на региональном форуме не только обсуждали проблемы, но и чествовали «бойцов на местах» – тех, кто своей работой в районах области отстаивает интересы потребителей. Причем в этом году среди победителей уже традиционного конкурса «Сильно сказано!» награждали не только донские СМИ, но и общественные организации, отличившиеся на потребительском фронте. Также впервые отметили и муниципальные отделы потребрынка — во многих городах и районах Ростовской области нашли свои способы решения споров между покупателями и продавцами. Так, например, в Константиновском районе местным властям удается решать около 80 % всех жалоб потребителей в досудебном порядке, а в Мартыновском — и все 100 %. В Сальском районе в этом году особенно активно помогали потребителям коммунальных услуг и максимально взаимодействовали со СМИ, а в Азове сумели сдвинуть с мертвой точки проблему обманутых дольщиков. «Ноу-хау» Мясниковского района — образовательные флешмобы для потребителей, а вот в Таганроге особый акцент делают на просвещение производителей.
Также отметили и «противоположную сторону» — лучшие донские компании, производящие самые качественные товары. Преодолевшие все жесткие требования добровольной сертификации «Сделано на Дону» производители получили право размещать этот региональный бренд на своих товарах – таких в этом году стало больше на десяток. А еще 17 компаний, работающих в Ростовской области, были выбраны не экспертами, а обычными донскими жителями: приз конкурса «Потребитель голосует — ЗА!» получили те, кого покупатели называли как пример качественного товара или услуги.
Очередными обладателями знака системы добровольной сертификации
«Сделано на Дону» стали:
– ОАО «Астон» (подсолнечное масло «Волшебный край», «Светлица», «Астон» и растительное масло «Затея»);
– ОАО сыродельный завод «Семикаракорский» (полутвердый сыр «Российский»);
– ООО Тепличный комплекс «Ростовский» (овощи: зелень базилика, укроп, огурцы, помидоры);
– ООО «МОП Комплекс 1» (сборные резервуары «Айсберг»)
– ООО «Донстар» (полуфабрикаты из мяса утят)
– ОАО «Стройфарфор» (керамическая плитка и сухие облицовочные строительные смеси);
– ОАО «Владимирский карьер тугоплавких глин» (керамический кирпич)
– ООО «Ванта» (пшеничный хлеб из муки высшего сорта, батоны городские, хлеб с отрубями);
– ООО «Алунекст» (профили прессовочные из алюминия);
– ООО «МТЕ Ковосвит мас» (универсальные токарные станки).
По итогам социологического опроса, в котором приняли участие 1500 жителей Ростовской области, были определены лауреаты премии «Потребитель голосует — ЗА!» — эти компании и бренды обычные донские потребители считают наиболее качественными.
Номинация |
Победитель |
Молочная продукция |
молоко «Кубанская буренка» |
Растительное масло |
масло «Золотая семечка» |
Мясо птицы |
мясо птицы компании «Белая птица» |
Колбасные изделия |
продукция компании «Тавр» |
Мука |
продукция компании «Пудовъ» |
Мобильная связь |
компания «Мегафон» |
Домашний Интернет |
компания Ростелеком |
Магазин одежды |
магазин одежды «Глория Джинс» |
Аквапарк |
аквапарк Н2О |
Автомобильные заправочные станции |
станции компании «Лукойл» |
Медицинские диагностические центры |
областной консультационно-диагностический центр |
Магазин обуви |
магазин обуви «Эколас» |
Магазины розничной торговли |
магазин «Магнит» |
Спортивный магазин |
магазин «Спортмастер» |
Центры строительных материалов |
«Касторама» |
Гипермаркет |
гипермаркет «Ашан» |
Торговый центр |
торговый центр «Мега» |