«Я не слышала, что с ноября в Ростове просто наличия социальной карты пенсионеров недостаточно при оплате проезда, — пожаловалась наша читательница, 75-летняя Светлана Сергеевна. — И на днях водитель автобуса потребовал, чтобы я оплатила проезд безналичным расчетом, через карту. Или же наличными, но полную стоимость. Разве это справедливо?! Тем более, у нас на Рабочем городке никто и не знает, где эти карточки пополнять».
Однако, первые же недели внедрения нового варианта использования таких карт показали: на пенсионерах подобный «опыт» первыми начали проводить зря — бабушки и дедушки воспринимают его с большим трудом. Кроме непонятного для пожилых людей принципа оплаты проезда через карты, им сложно найти терминал для пополнения средств на карте. По несколько терминалов установлены на улицах Б. Садовая и Московская, пр. Ворошиловский, Университетский и Буденновский, Космонавтов, Стачки и Шолохова, на площадях Народного ополчения и Карла Маркса — этого недостаточно, особенно для такой маломобильной категории населения.
Есть и другой момент: «Я и сотовый сама не «заряжаю» — внуков прошу, — рассказала наша читательница. — Боюсь я этих терминалов, вечно не туда нажимаю. Может, есть какой-то другой способ пополнения счета?»
Для выяснения этих вопросов мы связались с директором «Центра ИТС» Василием Зыряновым — именно его организация выиграла конкурс на обслуживание приборов для оплаты безналичного расчета в общественном транспорте и терминалов для пополнения проездных карт.
— Систему безналичного расчета в общественном транспорте в Ростове-на-Дону пытались внедрить еще пару лет назад, — пояснил он. — Поэтому нам для работы передали уже установленные по городу терминалы для оплаты. Всего их 55, около 30 мы запустили, остальные начнут работать до конца этого года. Установлены они на главных улицах города, в переходах, на площадях. Если будет недостаточно — поднимем вопрос о расширении сети.
Как пояснил руководитель «Центра ИТС», другие варианты пополнения пластиковых карт действительно сейчас рассматриваются. В первую очередь, через платежные терминалы других систем — технически это не сложно, однако нужно решить вопрос с комиссией за переправку денег: терминалы по приему средств (как, например, при оплате сотового) снимают процент от суммы — льготники могут возмутиться: получится, что они будут платить больше положенного. А вот через Интернет или сотовый телефон пополнить баланс проездной карты – сложнее, здесь есть свои шероховатости в российском законодательстве.
А что делать, если такой прибор по считыванию карт в транспорте вдруг перестает работать? Подобные жалобы мы также часто слышали от наших читателей: пассажиры, рассчитывающие на оплату проезда только с помощью электронного проездного, не раз были вынуждены ждать следующий автобус, так как банально не могли оплатить проезд.
— За сохранность и работу таких приборов отвечают транспортные предприятия, — пояснил Виталий Зырянов. — К нам должны обращаться сами водители и руководители АТП, но на телефон «горячей линии» 218-92-92 нередко звонят с подобными жалобами и сами пассажиры. Мы передаем эти звонки в предприятия, но по договоренности, если на какой-то маршрут будет массовый поток жалоб, направим обращение в департамент транспорта Ростова-на-Дону.
На эту «горячую линию» также можно позвонить, чтобы узнать ближайший к вам адрес терминала оплаты, а можно для этого зайти на сайт организации http://www.its-rnd.ru. А вот если у вас возникли претензии не к технической стороне вопроса, а к поведению водителей (ссылается на испорченный терминал, высказывает какие-либо возмущения по поводу такой оплаты или что иное), свою жалобу вы можете оставить по телефону «горячей линии» городского департамента транспорта 253-16-22. Все вопросы о выдаче пластиковых проездных карт для пенсионеров и школьников вы можете задать по телефонам районных отделений социальной защиты населения или позвонив в городской департамент соцзащиты по телефону 269-77-03.
Обратите внимание: такая льгота на проезд положена лишь ростовским пенсионерам — иногородние платят полную стоимость.
К сожалению, мы не смогли получить четкого ответа на главный вопрос нашей читательницы: «Если по какой-то причине я не смогла пополнить эту пластиковую карту, значит ли это, что я лишаюсь льготы на проезд как пенсионерка?» Чиновники витиевато обходили этот момент: ссылались на необходимость «пересчитать» всех льготников в городе, кивали на выгоду пенсионеров все-таки научиться пользоваться таким способом оплаты: по безналу они платят на 50 копеек меньше… В общем, скорее всего, ответ — да, лишаетесь. Можно лишь добавить к этому тот факт, что после первых пары дней внедрения «пластиковой обязаловки» в Ростове-на-Дону водители автобуса перестали категорично кивать на прибор оплаты, видя бабушку или дедушку на ступеньках своего транспорта. Автор этих строк не раз замечала, что водители автобусов разных ростовских маршрутов так и продолжают принимать льготные 8,50 р. с пенсионеров наличными, а потом «пикают» какой-то своей картой в приборе. Или не «пикают», но бабушкам и дедушкам все равно…