Судя по сказкам, былинам, мифам и легендам разных народов, летать подобно птицам человеку хотелось с незапамятных времен. Одним из первых изобретений, позволивших ему испытать чувство настоящего полета, стал парашют.
Долго считалось, что идея летательного устройства — предшественника современного парашюта - пришла знаменитому Леонардо Да Винчи. На исходе XV века он не только дал его подробное описание, но и нарисовал человека, спускающегося с помощью конструкции, напоминающей зонт. Позже, однако, было обнаружено письменное свидетельство об использовании успешно прыгавшими с крепостных башен на коронации китайского императора акробатами именно огромных зонтов еще в 1306 году.
Флорентийский инженер-механик Фауст Веранчино в первые годы XVII века создал аппарат, схожий с изобретением Леонардо Да Винчи, и сам успешно испытал его. Спустя год на подобном сооружении из холщовых простыней и китового уса бежал из тюрьмы французский авантюрист Франсуа Лавен, весьма удачно приводнившийся в протекавшей неподалеку речке. Таким образом, в биографии парашюта появились первые вехи.
В 1731 году рязанский подъячий Ефим Крякнутый открыл эру воздухоплавания, совершив первый полет с колокольни на самодельном воздушном шаре более чем за полвека до братьев Монгольфье.
Последовавшее освоение полетов на воздушных шарах сопровождалось частыми авариями, катастрофами, человеческими жертвами. Тогда-то для спасения храбрецов-воздухоплавателей и началось широкое практическое применение парашюта - специального устройства, предназначенного для безопасного спуска на землю с высоты. Кстати, название его происходит из двух слов: греческого para - «против» и французского chute - «падать». Так назвал свое изобретение французский физик Луи Себастьян Ленорман, лично опробовавший собственное творение.
С появлением в начале XX века первых аэропланов приспособленный для прыжков с воздушных шаров парашют оказался непригодным для нового поколения летательных аппаратов. И в его историю навсегда вошло имя русского изобретателя Глеба Котельникова. 6 октября 1910 года во время первого Всероссийского праздника воздухоплавания этот отставной артиллерийский офицер, работавший в ту пору актером Народного дома в Петербурге, стал свидетелем трагической гибели на аэроплане «Фарман-IV» одного из первых отечественных авиаторов России капитана Льва Мациевича. «Она настолько глубоко меня потрясла, - вспоминал он много лет спустя, - что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности». Уже осенью 1911 года Комитет по техническим делам при департаменте торговли и мануфактур Петербурга выдал Котельникову охранное свидетельство на его «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». Через несколько месяцев автор стал обладателем и французского патента.
Первый на деле спасший человеку жизнь прыжок с его парашютом, однако, был совершен все же не с самолета, а с аэростата подпоручиком Мацкайтом во время урагана 25 января 1917 года. 11 июня того же года в реальной боевой обстановке с аэростата, подожженного немецким аэропланом, впервые в отечественной истории спасся прапорщик Полторацкий. Спустя два дня пилот поручик Нарбут, вызвавшись добровольно, совершил первый в России парашютный прыжок с самолета...
После революции Котельников продолжил работу над парашютами уже для советской авиации. Один из них впервые в СССР был применен знаменитым летчиком Михаилом Громовым 23 июня 1927 года во время испытаний нового истребителя на Ходынском аэродроме. К тому времени в отечественной авиации создали специальную службу по обеспечению спасения летчиков. Ее возглавил участник первой мировой, гражданской, а позже и Великой Отечественной войн Леонид Минов. Летчик, планерист, парашютист, он 26 июля 1930 года во главе группы военных летчиков впервые совершил прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР. Спорт отважных быстро стал в стране одним из самых популярных. Парашютисты имели авторитет и уважение в народе едва ли не большие, чем обладатели звания «Ворошиловский стрелок». Казалось, все подрастающее поколение великой страны вступило тогда в ряды ОСОАВИАХИМа — предшественника ДОСААФ.
Несколько специализированных КБ было занято разработкой и усовершенствованием разноцелевых парашютных систем. Все они потребовались в военное лихолетье. В годы войны появился новый воздушно-десантный род войск, организатором и вдохновителем которого стал Герой Советского Союза генерал армии Василий Маргелов. Легендарный военачальник обладал невероятным авторитетом в армии, пользовался искренней любовью и преданностью своей «летучей пехоты». Аббревиатуру ВДВ до сих пор расшифровывают как «войска дяди Васи». Служить в них, носить голубой берет с тельняшкой и сегодня считается особо престижным и почетным.
Парашютный спорт в первые послевоенные десятилетия уже не отличался былой массовостью, но оставался все же весьма популярным. Сегодня, наверное, невозможно уже точно сказать, сколько всего парашютистов было подготовлено, в частности, одним только Ростовским аэроклубом ДОСААФ, располагавшимся в той части города, которую теперь нередко называют вертолетным полем. В 50-60-е годы жизнь там, как говорится, била ключом. С раннего утра до поздней ночи звенели авиационные моторы, в воздух поднималиь десятки планеров, учебных самолетов, а позже - и вертолетов. Знаменитые «кукурузники» (самолеты-трудяги АН-2) щедро высыпали с высоты пригоршни спортсменов-парашютистов, и в небе тогда расцветали гирлянды разноцветных куполов. В День авиации на аэродроме, казалось, собирался весь Ростов.
Всему этому я — самый непосредственный свидетель и участник, поскольку с десятилетнего возраста много лет прожил на границе аэроклубовского летного поля, и в учебном центре ДОСААФ, само собой, имел множество знакомцев. Иногда удавалось «покататься» с ними на самолетах и даже планерах. По возрасту доступнее всего мне приходился тогда парашют, и за полгода до своего шестнадцатилетия я пошел в парашютную секцию Ростовского радиотехникума, где учился в то время на третьем курсе. Несколько месяцев теоретических занятий, укладка парашюта ПД-47, отработка навыков действий на подвесной системе и парашютной вышке. Наконец — первый прыжок с высоты 800 метров. Его, конечно, не забыть до конца жизни, хотя за три-четыре коротенькие минуты первого спуска прочувствовать успеваешь совсем немного. Ошеломляющей показалась невероятная тишина, наступившая после хлопка раскрывшегося квадратного купола, неожиданно быстро стих гул авиационного мотора улетевшего куда-то Ан-2. Тут же звуки вернулись, стало слышно, как внизу разговаривают между собой ребята из группы обеспечения прыжков, тарахтит на краю поля мотоциклетка. Земля встретила ароматом разнотравья и многоголосым стрекотом кузнечиков...
В наши дни парашютизм не назовешь особо модным, хотя совершить парашютный прыжок может теперь практически каждый с десятилетнего возраста. В отличие от былого, правда, за это удовольствие нужно платить. Стоимость одного, к примеру, прыжка в «тандеме» с парашютистом-инструктором сопоставима с размером нынешнего прожиточного минимума. Обладателем же престижного в былые времена значка парашютиста сегодня стать и вовсе легко. Достаточно пойти в городской парк Ростова и, немного поторговавшись для пущей важности, приобрести его у собирающихся там по воскресеньям коллекционеров...