Дата публикации:
24 мар 2015 г.
Без дополнительных услуг приобрести ОСАГО в Ростовской области нереально. В ожидании значительного повышения стоимости, анонсированного на начало апреля, страховщики массово отказываются продавать полисы обязательного страхования автомобиля «просто так».
1997
Фото/Видео: Людмила Мельникова
В офисе «Росгосстраха» нашей читательнице Надежде Б., как и абсолютному большинству автовладельцев, решивших в марте приобрести или продлить ОСАГО, дополнительно предложили еще и застраховать свою жизнь. Когда Надежда Леонидовна отказалась, попросили написать заявление и на словах пояснили: его письмом отправят на рассмотрение и в положенные по закону сроки – не более 30 дней – ответят. После этого и будет заключен договор.
Такого срока у женщины не было – текущий полис ОСАГО заканчивался раньше, да и менеджеры офиса особенно не скрывали: когда ответ придет, стоимость полиса будет уже куда дороже. После нескольких дней споров и попыток попасть к руководству страховой компании в центральном офисе «Росгосстраха» Надежда Леонидовна все-таки сдалась и согласилась на условия фирмы – до окончания страховки оставались считанные дни. А потом пожаловалась на произвол в редакцию газеты «Наше время».
Что делать?
К тому моменту по аналогичному поводу в редакцию поступило уже более десятка жалоб от наших читателей. Причем Надежде Леонидовне еще повезло: во многих населенных пунктах Ростовской области полисы ОСАГО в данный момент невозможно приобрести не то что с дополнительным страхованием жизни и даже квартиры (были и такие предложения) – в офисах страховых компаний накануне резкого подорожания стоимости ОСАГО внезапно «закончились бланки».
– Это технический момент, мы не ожидали такого наплыва клиентов, – ответили сразу в нескольких страховых фирмах, куда мы обратились за разъяснениями. – Люди стараются успеть приобрести страховку по старой цене, поэтому количество обращений возросло в несколько раз.
– Есть шанс, что бланки появятся до повышения стоимости ОСАГО?
– Прозванивайте…
В ситуации, когда многие жители районов области вынуждены поставить своих «рабочих лошадок» на стоянку, нашей читательнице повезло еще и в том, что она вовремя успела обратиться к нам за помощью. Готовясь к походу в офис страховой компании, мы обнаружили на сайте Ростовского УФАС сообщение: «Вниманию автовладельцев! Теперь страхователи могут досрочно отказаться от договора страхования от несчастных случаев РГС-Фортуна «Авто». Речь в информационной заметке, датированной еще 24 февраля этого года, шла о добровольном решении «Росгосстраха» создать условия «периода охлаждения» для своих клиентов: в течение трех дней после приобретения дополнительной страховки они имеют право отказаться от нее с возвратом полной стоимости продукта (адрес сообщения в Интернете http://rostov.fas.gov.ru/news/9338).
К сожалению, это относится только к клиентам «Росгосстраха» и только в первые три рабочих дня после заключения договора. Но мы успевали и решили на собственном опыте проверить, как это работает.
Первопроходцы
Для Надежды Леонидовны это уже был шестой визит в офис «Росгосстраха». Она уверенно направилась к одному из менеджеров – та свою клиентку сразу узнала.
– Я хочу расторгнуть дополнительный договор страхования жизни на этом основании, – наша читательница протянула распечатанную заметку УФАС РО.
– Это текст с сайта, причем не с нашего.
– Это текст основан на вашем внутреннем приказе еще прошлого года, – подсказываю я и представляюсь. Я могла бы назвать и конкретный номер приказа, но, как мне показалось, ничего нового я собеседнице не сообщила. Она попросила паузу – проконсультироваться с руководством. Вскоре в кабинет начальника позвали и вторую сотрудницу офиса.
Пользуясь длительным отсутствием менеджеров, мы нарушаем внутренний распорядок фирмы (но ни одного пункта российского законодательства!) – фотографируем уже скопившихся клиентов. За полчаса вынужденного простоя здесь собралось около полутора десятка автовладельцев – и каждый заходил с вопросом: «Полисы есть?» Работницы офиса все совещались по поводу нашей ситуации, а мы тем временем рассказывали собравшимся о «периоде охлаждения», честно предупреждая, что в данный момент сами являемся первопроходцами этого метода.
Как нас уже проконсультировали юристы Ростовского УФАС, в этом случае необходимо написать заявление в произвольной форме: «Прошу расторгнуть договор №… и вернуть мне уплаченную сумму в полном размере», указав свои реквизиты и контактные данные – его нужно вручить уполномоченному на прием заявлений лицу.
С «лицом» у нас и возникли проблемы – в этом офисе «Росгосстраха» были уполномочены получать заявление на покупку ОСАГО и дополнительных услуг, но не жалобы. Объяснять это нам вышла уже руководитель офиса Ольга Чайковская, которая пояснила: прием подобных заявлений производится в центральном офисе «Росгосстраха» по вторникам и четвергам с 14 до 16 часов. Мы заартачились – тот день был последним для «периода охлаждения». Менеджеры отправились консультироваться дальше, а мы продолжили пояснять все прибывающим водителям очередную сцену «марлезонского балета».
…В итоге нам сообщили, что нас ожидают в центральном офисе компании в отделе делопроизводства – там согласились принять наше заявление «в порядке исключения».
А кто вообще знает?!
Пока мы выруливаем по ростовским пробкам, Надежда Леонидовна возмущенно рассказывает: за все дни ее битвы со страховщиками в одиночку о «периоде охлаждения» никто и не заикнулся. «Почему никто из сотрудников фирмы не знает, как оформляется такое заявление, если такой вариант возможен еще с февраля? – возмущается она. – И что делать жителям других районов Ростовской области в этом случае – отпрашиваться с работы и ехать в Ростов, чтобы успеть подать заявление за отведенные два часа?!»
В центральном офисе «Росгосстраха» охранник разрешил нам пройти в отдел делопроизводства лишь после магического «По поводу нас звонили». Однако мы рано радовались: узнав, что при себе уже написанного заявления на возврат средств у нас нет, сотрудник отдела сразу потеряла к нам интерес – нам показалось, что она ожидала многостраничную петицию досудебного соглашения и теперь облегченно вздохнула. Нас снова отправили в зал для посетителей.
Пока мы пытались взять у менеджера бланк для подобных заявлений (желательно еще и с образцом для заполнения), к нам подошли трое сотрудников. Один из них, начальник отдела офисных продаж Алексей Реук, пояснил: в этот день заявление у нас все равно не примут.
– По причине оптимизации работы с клиентами мы принимаем жалобы только по вторникам и четвергам, – он указал на стоящую на столе табличку. – Но вы можете отправить нам заявление по почте с уведомлением – на письме будет стоять штамп с датой, поэтому вы в любом случае не упустите свой срок.
Наш собеседник пообещал уточнить, почему же нас все-таки направили в центральный офис в пятницу и почему мы так долго узнавали у сотрудников фирмы об алгоритме оформления отказа от дополнительной страховки. А вот обвинение в сокрытии необходимой для клиентов информации категорически отмел: он предложил еще раз изучить выданный нашей читательнице бланк. Достав толстую папку с документами, относящимися к оформлению ОСАГО в текущем году, Надежда Леонидовна нашла нужную бумагу и лишь после указания специалиста увидела приписку: «при досрочном расторжении договора в течение 3-х дней сумма возвращается в полном объеме».
Стоящий рядом юрист акцентировал: в случае промедления договор-то расторгнут, но деньги не вернут вообще. Мы пытались возразить, ссылаясь на ФЗ «О защите прав потребителей» – при досрочном расторжении договора на оказание услуг удерживаются лишь фактически потраченные фирмой средства. Но наша карта была бита соответствующей статьей из Гражданского кодекса РФ – это очередная «законодательная вилка», которую уже много лет оспаривают в судах с переменным успехом.
… Мы уже собирались уходить, когда Надежда Леонидовна все-таки решила уточнить:
– Но почему, когда я сама к вам несколько раз приходила, никто вот так втроем не вышел и не объяснил эти моменты?
– Потому что полчаса назад нам сообщили, что к нам в офис направляется журналист. А в помещении нашей организации запрещена фото– и видеосъемка…
Когда это кончится?!
Специалисты подтверждают: обязательным для владельцев является только страхование гражданской ответственности с помощью заключения ОСАГО, все остальные виды страхования – добровольные. К сожалению, только статистика информационных сообщений Ростовского УФАС за последние пару лет доказывает: об этой «незначительной детали» страховые компании хронически забывают, регулярно штрафуются и продолжают поступать так же.
В данный момент специалисты ростовской антимонопольной службы в очередной судебной инстанции доказывают, что принуждать автовладельцев к приобретению дополнительных страховых продуктов различными уловками – незаконно. Под прессингом антимонопольщиков – не только «Росгосстрах». Еще в сентябре прошлого года ФАС по Ростовской области выявило сговор 14 страховщиков при продаже полисов. Все нарушители входят в ТОП-20 страховых организаций страны и имеют филиалы почти во всех российских регионах. Когда судебные споры наконец завершатся (надеемся, безоговорочной победой защитников наших интересов), автовладельцы смогут воспользоваться этим решением для возврата заплаченного за дополнительные услуги.
Теоретически любой клиент страховой компании может и самостоятельно подать в суд на навязывание дополнительных услуг – а как еще назвать шантаж сроками оформления и отсутствием бланков для обязательного для управления машиной документа? Но абсолютное большинство водителей на это не пойдут – суды всех инстанций и так завалены жалобами автовладельцев на действия страховых компаний по поводу выплат в случае аварий. А надзорные органы завалены сотнями подобных жалоб – заниматься каждым они не в силах. Не на это ли расчет?
К сожалению, возврат средств через суд самостоятельно или с помощью надзорных органов в данной ситуации – единственный реальный способ вернуть средства за навязанные услуги. О внедрении в обязательном порядке действительно спасительного в подобном случае «периода охлаждения» в 3-10 дней наши законодатели спорят с 2012 года. Также с сомнением специалисты оценивают вариант приобретения ОСАГО через Интернет: такой вариант уже анонсируют с 1 июля этого года, но самостоятельно распечатанные бланки без какой-либо защиты от подделки водители могут использовать лишь при единой базе данных ГИБДД и всех страховых служб – это пока реализовано лишь в виде пилотного проекта в Москве.
По сообщению пресс-службы Банка России, совет директоров ЦБ РФ утвердил Указание от 20 марта 2015 года № 3604-У об изменении базовых ставок страховых тарифов. С 1 апреля 2015 года размер страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, увеличивается со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. С 12 апреля увеличивается размер минимальных значений базовых ставок. По большей части категорий транспортных средств рост составит 40 %. Указание направлено на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.