
№99
от 14 апр 2015 г.
Дата публикации:
14 апр 2015 г.
Про такие места, как поселок Войково, что в Тарасовском районе, и соседние с ним Деркул, Можаевку, Роги, Прогной, Елань, Маноцкий и Ушаковку классик писал: «три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Сегодня хрестоматийный афоризм уже не работает. От того же Войково до границы с независимой Украиной и скакать не надо – спокойно можно дойти пешком за какой-нибудь час
1419
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Честный четверг
Когда договаривались о встрече с Алексеем Федоровичем Мироновым – войковским депутатом и давним другом газеты, услышали:
– Приезжать к нам сейчас лучше всего в четверг. Это у нас базарный день. Весь поселок приходит отовариваться. Всех увидите, со всеми поговорите…
На большую поляну в центре поселка, неподалеку от клуба с почтой, действительно собирается весь поселок. Свои товары здесь выкладывают реализаторы из райцентра, из соседних Можаевки, Зелёновки, Красновки, Митякинской и даже из Миллерово. В центр поселка и баллоны с газом регулярно подвозят, и тогда все невеликое войковское население, кто как может, тащит их на себе по домам.
– Все собираемся в газету фотографию прислать. Чтоб посмотрели все, как пенсионерки надрываются… – По всему видно, что Валентина Людвиговна Шаповалова уже устала возмущаться. – Тачек у нас нет, мужиков в поселке – раз-два и обчелся. Катить баллоны нельзя... Сколько ни просили газовиков, те подъезжать от центра ближе к улицам отказываются. Вот и приходится соседкам объединяться по двое-трое и перетаскивать эти баллоны на себе...
Понятно, что настоящим решением проблемы могла бы стать не милость газовиков, а газификация поселка. В последние годы «большой газ» пришел во многие места тарасовского приграничья. Но вот Войково так пока и застыл в ожидании.

Недавно войковский депутат, по его словам, обращался у заместителю главы района Олегу Витальевичу Андросюку. Ответ был: ждите, понимать надо, какие нынче времена.
– А какие такие времена? – недоумевает Миронов. – Выборы разве что не за горами...
Напоминание про выборы не лишено смысла – ведь именно в ходе избирательной кампании проявляются в концентрированном виде все аргументы за и против власти. И особо весомыми они оказываются в пору нынешней реформы, когда местное самоуправление, избираемое на поселенческом уровне, получает возможность активно влиять на дела в районе. Такие выборы предстоят здесь осенью 2016 года. Удастся до того провести газ в Войково и другие остающиеся негазифицированными уголки приграничья – и местная власть получит весомый плюс. Нет – избиратели через год с небольшим поставят жирный минус.
Один из таких минусов намечается в ситуации с автобусным сообщением между Войковским поселением и райцентром. До недавних пор войковцы, уехав по делам в Тарасовский рано утром, имели возможность попасть домой вскоре после полудня. Так было, пока в один далеко не прекрасный день в график движения автобуса не внесли изменения.
– Недавно понадобилось мне утром съездить в район, в аптеку, – рассказывает В.Л. Шаповалова. – В нашем ФАПе нужных лекарств сейчас не купить. (Кстати, еще одна проблема здешних мест. И если учесть, что в большинстве своем население тут возрастное, то проблема серьезная. – В.К.). Рассчитывала в полдвенадцатого уехать назад.
Подошла к кассе – и узнаю, что теперь в это время автобус пускают только три раза в неделю. Ежедневным остался лишь рейс в полчетвертого. Впустую просидела еще три часа в райцентре. А потом назад в битком набитом автобусе…
– Да, на наши горе-«пазики» смотреть страшно, – вступает в разговор завклубом Лидия Федоровна Можаева. – Это ж как надо не понимать селян, чтобы такой график составить! Ведь сельский человек к подворью привязан. И за скотиной ухаживать нужно, и корм птице вовремя дать, и на огороде поработать. Не можем мы просто так уехать из дому на целый день…
Разумеется, мы рассказали об этой головной боли войковцев в администрации района. Со слов управляющего делами Виктора Михайловича Олейника поняли, что там, что называется, в теме. Надо только убедить местное АТП, не признающее никаких иных резонов, кроме экономических. Реальность в представлении транспортников такова, что в условиях тотального вздорожания рейсы в приграничье нелишне бы и проредить. Не утруждаются в АТП поисками решений. Но ведь можно организовать хотя бы движение маршруток, как в соседнее Митякинское поселение. Туда их три как ходили, так и ходят… Наверняка есть и другие варианты. Другой вопрос, что их не ищут. Недалека от истины оказалась Лидия Федоровна Можаева, когда упрекнула транспортников в непонимании сути жизни в сельской «глубинке». Та уж точно не одной экономикой меряется.
Родная кровь
Простенький вопрос: почему это вдруг переполненными оказались автобусы, идущие из райцентра на Можаевку? Только ли из-за того, что рейсов стало меньше? Отнюдь: оказывается, число рейсов как раз уменьшили на фоне роста населения в тарасовском приграничье. Изменилась демография в этих местах, пожалуй, впервые за последние 20 лет. И причиной тому – украинские события. Лишь в одном Войково к четырем сотням его «коренного» населения добавилось, по разным подсчетам, от 50 до 70 человек «пришлых».
Слова эти взяты в кавычки именно в силу условности такого деления. Какие «коренные», какие «пришлые», когда и те, и другие в большинстве своем являются кровными родственниками? Ведь многие десятилетия Войково и близлежащие хутора и поселки были накрепко связаны с соседней Луганской областью. До Луганска из Войково едва ли не ближе, чем до райцентра. Туда ездили на работу – благо, через центр поселка с незапамятных времен проходила железнодорожная ветка на Луганск и была тут станция под названием Чеботовка. В Луганске учились дети войковцев. Многие там и оседали. И все они, когда грянула в Донбассе гражданская война, бросились искать спасения у своих родных и близких по эту сторону границы. Как бы выразилась небезызвестная госдеповская толковательница Псаки, «поехали к своим бабушкам».

– Ездим регулярно в район, но там в паспортном столе всякий раз говорят, что без своего начальника, некоего Сидельникова, нам ничего оформить не могут. А начальник этот уже чуть ли не с осени отсутствует. И заместителя, говорят, тоже нет…
Догадываясь, что здесь налицо элементарный административный футбол, решили позвонить непосредственно в паспортно-визовую службу. После нескольких теплых слов, сказанных в трубку А.Ф. Мироновым, Людмилу с Оксаной записали на прием к специалистам из Миллеровской ПВС. Те, оказывается, регулярно наезжают в Тарасовский специально для решения проблем с оформлением документов беженцев. А неуловимого Сидельникова, похоже, им не дождаться: уходит на пенсию…

Это к вопросу об отношении к людям. В Федеральной миграционной службе, что греха таить, от них нередко отгораживаются частоколом из ведомственных инструкций. И только депутатская настырность и неравнодушие таких людей, как Миронов, способны этот частокол пробить…
– А как иначе? – удивляется Алексей Федорович. – Ведь наши же люди, родная кровь. Вот у нас на улице уже давно детских голосов слышно не было. А сейчас двое детишечек – одному второй год, второму – четвертый. Прямо напротив наших окон. Так весело, жизнь уже совсем другая… Я вот что думаю: стоило бы, наверное, для помощи таким детям-беженцам специальный фонд создать. А если уже есть такой, то я бы сам туда свою пенсию за месяц перевел.
– По-иному как-то не по-людски будет, – поддерживает Миронова Л.Ф. Можаева. – Вот и помогаем, чем можем. Ведь у людей ни денег, ни одежды, ничего. А зачастую им и хлеба купить не на что. И что тут делать?..

