Обстановка вокруг рукотворных руин главного ростовского кинотеатра «Россия» медленно, но верно запутывается

С одной стороны, внимание к происходящему постоянно подогревается общественным мнением. Люди так и не поняли и не приняли странные игры вокруг так называемой реконструкции здания одного из первых в стране панорамных кинотеатров. К слову сказать, памятника архитектуры регионального значения. С другой, - сказывается эффект неумолимо приближающегося мундиаля 2018 года. И то сказать: вид развалин в самом сердце южной столицы трудно увязать с атмосферой мирового футбольного праздника.


«Казнить нельзя помиловать»

Мало-помалу дело о реконструкции, превратившейся в разрушение, дошло до арбитражного суда. А тот возьми да и откажи администрации Ростова в ее иске к реконструкторам — ООО «Ростдонавтовокзал» — на предмет получения неустойки в 112 млн. рублей за срыв срока работ. Те, как известно, должны были завершиться сначала в 2008 году, потом в 2012 -м. Потом начались сомнения у мэрии, узревшей, наконец, что за диво собираются воздвигнуть в северной оконечности парка имени Горького на месте шедевра архитектора Льва Эберга. И вот, наконец, суд...

Но, отказав городской власти, суд одновременно отказал и «Ростдонавтовокзалу» в продлении срока реконструкции. Эта компания, учрежденная гендиректором Нахичеванского рынка Романом Геворкяном и президентом Федерации греко-римской борьбы Рафаэлом Самургашевым, также обратилась в суд, настаивая на заключении дополнительного соглашения взамен прежнего договора ООО с городским департаментом имущественно-земельных отношений о реализации инвестпроекта реконструкции «России».

По мнению руководства «Ростдонавтовокзала», тот договор не учитывал невозможности первоначально предполагаемой реконструкции, а также сроков и особенностей получения разрешительной документации на строительство. Подрядчик настаивал на том, чтобы новым сроком окончания работ был определен июль 2018 года.
Суд, повторим, на это не пошел, вынес решение, которому бы позавидовал сам библейский Соломон. И, таким образом, ситуация окончательно утратила всякое подобие логичности. Теперь описать ее можно классическим «казнить нельзя помиловать». Причем где тут и как расставить нужные запятые, не знает, похоже, уже никто.


Печальный юбилей

Стоит напомнить, что ровно 10 лет назад «Ростдонавтовокзал» и городской департамент имущественно-земельных отношений заключили тот самый договор, что в итоге обрек «Россию» на разрушение. А точнее говоря, на медленную, растянувшуюся на годы гибель. Сегодня, когда от прежнего творения Эберга осталась лишь фасадная стена, да и та готова рухнуть под мало-мальски серьезным порывом ветра, это стало очевидным.

Как очевидным стало и изначальное желание инвесторов под видом капитального ремонта воздвигнуть на месте здания строгих форм, прекрасно вписавшегося в северный уголок парка Горького, нечто более громоздкое и вычурное, отвечающее их собственным представлениям о прекрасном.

Не отсюда ли начавшиеся еще на этапе проектирования жалобы на изношенность конструкций, делающую-де невозможным предусмотренный договором капремонт?

И это у здания, чей возраст едва перевалил за 50 лет, и строившегося в годы, когда на добротности не экономили… Но, как видно, мольбы и жалобы дошли до нужных ушей. Был разработан новый проект, потянувший на 800 млн. рублей со сроком окупаемости семь лет.

А потом «Россию» огородили забором, украшенным эскизами многоэтажного не пойми чего. И пока народ дивился тем картинкам, здание быстренько разобрали по кирпичику, оставив лишь фасадную стену. После чего активность на новоявленной стройплощадке на многие годы замерла. А там и срок разрешения на работы истек. Продлить его не удалось из-за отсутствия целого ряда необходимых документов. В частности, на предоставление в аренду дополнительных участков для выполнения работ и обеспечения безопасности людей. И тут Государственная экспертиза не разрешила продолжать такое строительство.


«А король-то голый!»

В поисках поддержки мэрию не уставали уверять, что в тихом уголке парка Горького рождается чуть ли не архитектурная слава Ростова. Что девятиэтажный монстр с джазовым центром, киноконцертным залом на 400 мест, семью кинозалами, с торговыми площадями (как же без них!) и (самое главное!!) с парковкой — это не только адекватно воссозданная «Россия», но и жизненно необходимый южной столице объект. Только после пяти заседаний коллегии, посвященных злополучной реконструкции, «отцы города» прозрели. Увидели, наконец, все уродство того, что выдавалось им за обновленный кинотеатр. Ну, чем не сказка про голого короля!

Народ же при этом уже далеко не безмолвствовал. Пошли протестные петиции, и проект в очередной раз завернули на доработку. С настоятельным пожеланием «откорректировать масштаб стройки и художественный облик фасадов». Каким оказался доработанный проект, судить сложно. Обнаружить его эскизы в свободном хождении не удается. Известны лишь слова исполнительного директора ОАО «Киноконцертный комплекс «Россия» Юрия Хортова о намерении вернуться к варианту 2007 года. Но тот, как известно, предусматривал капитальный ремонт с сохранением исторического облика здания. Теперь же строить «Россию» придется, по сути, заново. И, по мнению специалистов, воссоздать ее исторический облик во всех деталях при всем желании уже не удастся.

Но, так или иначе, а перепроектирование намеревались завершить в начале года. Завершили ли – другой вопрос. Ведь дело, как видим, сейчас отягощается выяснением отношений, судебными тяжбами. Они лишь набирают обороты и пока никак не вносят ясности в ситуацию. Одна надежда – на фактор мундиаля, который просто обязан поторопить события. Ведь времени, считай, не осталось. Одни только строительно-монтажные работы могут занять добрую пару лет. А еще – собрать пакет необходимых документов. А еще – получить разрешение от Госэкспертизы. Успеть бы управиться к концу 2017 года…


Чья земля – того и воля

Впрочем, рецепт есть. И рецепт универсальный, способный вернуть из небытия не только несчастную «Россию», но и десятки других оказавшихся в подобном положении объектов. Но для этого надо возвращать здание в муниципальную собственность. Поверьте, «Россия» – не тот объект, с которым городу стоит так легко расставаться. Нужно найти ресурсы и восстановить, не прибегая к услугам небескорыстных подрядчиков. На основе открытого конкурса выбрать толковых специалистов – и достроить.

А еще вся эта грустная история буквально толкает к реформированию самой системы территориального развития. Оттеснить от строительства случайных инвесторов, все достоинства которых сводятся к наличию толстого бумажника и нерушимой уверенности в том, что тот, кто платит, тот и заказывает. Возродить градостроительные советы и укомплектовать их специалистами, способными поставить заслон склепанным по дешевым колониальным проектам высотным уродцам. И что немаловажно – способными успешно противостоять коррупционному натиску. Иными словами, чтобы изгнать вандализм с улиц донских городов, нужна политическая воля.

Но существует ли у городской власти четкое понимание сути проблемы? Вот - представленный вниманию ростовских думцев проект программы «Развитие застроенных территорий Ростова на 2014–2018 годы». Речь в нем идет о семи кварталах исторического центра, в основном застроенных аварийными или ветхими столетними зданиями. В проекте обозначен ряд построек, которые предполагается снести. Их место инвесторы планируют занять под комплексную застройку, создав так называемые градоформирующие комплексы. И хотя программа вроде как позволит уйти от навязшей у всех в зубах точечной застройки, но при этом никаких требований к внешнему виду новых зданий (этажность, архитектурный стиль и т.п.) в документе не оговорено.

Не случайно в таком виде проект программы привлек внимание городской прокуратуры. Там подметили отсутствие четких критериев оценки состояния домов. А это влечет за собой произвольное принятие решения о сносе и может послужить коррупционным фактором. Депутаты с такой позицией согласились и отправили проект на доработку в администрацию города. Что обнадеживает…

В любом случае, если необходимой воли у власти не найдется, то ей только и останется что огородить к мундиалю единственную уцелевшую фасадную стенку «России» заборчиком позамысловатее и пускать туда приезжий народ за умеренную плату. Пусть себе разглядывают останки эпохи позднесоветского конструктивизма.

А что? Греки вон свой Парфенон уже сотни лет так используют. Мы чем хуже?

Фото из архива редакции