
№173
от 25 июн 2015 г.
Дата публикации:
25 июн 2015 г.
Градостроительные решения не должны приниматься в кулуарах, настаивают архитекторы и общественность Ростова
902
Ростовское отделение Союза архитекторов готовит письмо на имя губернатора Голубева. Суть его проста – ростовчане настаивают на том, чтобы в принятии важных градостроительных решений участие принимали эксперты и общественность.
К сожалению, сегодня о новых «преобразованиях» горожане чаще всего узнают, когда на их глазах начинается снос или строительство здания, наносящие ущерб облику Ростова и интересам его жителей.
За последние полгода произошло несколько таких резонансных случаев. Зимой было снесено здание Ростовской студии кинохроники с уникальными для Ростова барельефами, выполненными скульптором Бариновым, что вызвало возмущение ростовчан. Теперь – очередное потрясение для горожан, связанное со строительством 16-этажного апарт-отеля в районе сквера Седова…
Во всех этих ситуациях формально придраться не к чему – все происходящее в рамках закона. А за нарушения морали и этики не накажешь, даже если речь идет об общественном благе.
Подробнее о ситуации рассказывает директор Центра градостроительного образования, ведущего на Юге России центра послевузовского образования в области градостроительства, Елена Батунова:
– Сегодня в градостроительстве Ростова четко прослеживается тенденция, которая возмущает и профессионалов, и общественность. Город постепенно теряет лицо, утрачивает свою индивидуальность. О «судьбоносных» проектах ростовчане узнают последними. Их просто ставят перед фактом. Так было и со строительством апарт-отеля. О нем узнали, когда рабочие начали огораживать участок под строительство. И так же неожиданно оно было приостановлено... Объяснили это обнаружением недочетов в проектной документации. Значит ли это, что после их устранения строительство возобновится? Похоже, это решение – способ выждать, когда схлынет волна возмущения, страсти поутихнут, с тем, чтобы продолжить дело…
А ведь речь идет об общественном благе. Я подразумеваю вид на Дон, который закроет апарт-отель. На первый взгляд благо это весьма эфемерно – его рукой не потрогать. На деле оно стоит больших денег – квартиры с видом на Дон идут по цене в среднем на 20 % дороже. Выходит, инвестор берет то, что принадлежит городу, и превращает в собственную прибыль?
Истинные цели, как правило, маскируются заботой об общественном благе. Инвестор строительства апарт-отеля, например, обещает привести в порядок захламленную ныне территорию между сквером Седова и Береговой, обещает, что вместе с новым зданием ростовчане получат на склоне новый сквер. Но кто мешал инвестору сделать это раньше? Ведь вся эта территория – от сквера Седова до Парамоновских складов – находится у него в аренде с 2008 года! За семь лет, наверное, можно было облагородить высокий правый берег…
Те, кто хочет строить дома в центре Ростова с видом на Дон и Задонье, объясняют это заботой о внешнем виде города – вот мы сейчас закроем ваши неприглядные грязные городские кварталы нашими современными высокими домами – и будет красиво. На деле это идет вразрез не только с общественными интересами, но и с принципами современного градостроительства.
Когда город расположен на высоком берегу – в этом его преимущество, изюминка и привлекательность. Именно потому все мировые столицы, стоящие на реках, пытаются сегодня развернуть город лицом к воде, что бывает сложно – на берегах традиционно находятся порты, склады, промышленные предприятия. Когда это удается сделать – расширяется общественное пространство, прослеживается визуальная связь природы и городской среды. Во всем мире понимают, как это важно. А мы поступаем наоборот.
В Ростове фактически две набережные – нижняя (Береговая) и верхняя (Седова), откуда открываются прекрасные обзоры. У Ростова вообще уникальное положение – на одном берегу город, на другом – дикая природа. Это редкость для мегаполиса – практически из центра города иметь такой обзор на дали до самого горизонта! И это очень привлекает туристов. Когда я привожу своих гостей в сквер Седова, они приходят в восторг (особенно иностранцы) от открывающегося вида на незастроенные степные просторы. Сегодня в центре Ростова парк Седова – единственный пятачок для обзора.
А построят апарт-отель – этого обзора не будет. И решение об этом принято где-то в кулуарах.
Именно потому мы и обращаемся с письмом к губернатору. Чтобы это не выглядело обычной жалобой, мы предлагаем конструктивный подход – создать общественный совет при губернаторе области, который бы имел право голоса при принятии важных градостроительных решений. Сегодня информацию о них приходится выискивать в специальных газетах, на каких– то сайтах. Формальности вроде бы соблюдены – власти оповестили ростовчан. На деле общественность совершенно не в курсе происходящего.
Сегодня, например, в Ростове принимаются программы по сносу ветхого и аварийного жилья. Казалось бы, благое дело – речь идет о развитии застроенных территорий. Однако среди этих аварийных домов есть памятники истории, культуры, архитектуры регионального значения. В том числе – красивейший дом по улице Московской, 72, часто называемый домом с раковинами или домом с ангелом. Он действительно ветхий. Но это – памятник! Что будет с ним и ему подобными, неизвестно. Документ о сносе написан общим языком. В нем нет конкретики, совершенно непонятно, что будет дальше. Сегодня исторический центр Ростова – это кварталы малоэтажной и среднеэтажной застройки, среды, сомасштабной человеку. Но туда придут инвесторы, которым невыгодно возводить 5-6 этажные дома. Так что в историческом центре города вырастут 16-этажные здания? Ответов на вопросы нет. А это значит, что эти программы должны обсуждаться с профессионалами и общественностью. Ведь речь идет о том, каким быть центру города.
Мы часто говорим о развитии туристической индустрии, привлечении туристов из-за рубежа. Но что им показывать в Ростове? Может показаться странным, но больше всего туристы – и наши, и иностранцы – ценят эклектичные постройки, возведенные на рубеже XIX-XX веков; памятники авангарда, среди которых и театр им. Горького; кварталы в историческом центре Ростова, его зеленые, пусть и запущенные дворики, так напоминающие итальянские. Все сегодняшние постройки делают Ростов похожим на современный Китай – многоэтажный, безликий, с обилием наружной рекламы …
Вообще в вопросах градостроительства у нас очень много проблем, о которых почему-то не принято говорить. Например, Левенцовка фактически превращена в район многоэтажных домов и парковок в чистом поле – больше там ничего нет, общественные пространства не сформированы. Унылое депрессивное зрелище. Еще хуже ситуация с застройкой Суворовского квартала Ростова. Инвестор не предусмотрел там ни школ, ни детских садов, что возмутило жильцов района. По сведениям районной власти, детей-дошкольников там менее сотни. Пришлось жителям «спального» микрорайона самостоятельно провели перепись школьников и детсадовцев. Оказалось, что таких детей там около 1000…
Сегодня городские и районные власти в Ростове самостоятельно принимают решения, где что снести, а где построить, основываясь, как правило, на пожеланиях инвестора. Но видят ли чиновники картину целостного развития центра города?..
Именно потому так необходимо участие общественности и экспертов в принятии градостроительных решений. Тогда удастся избежать многих досадных ошибок. А существующий ныне подход ведет к одному – потере индивидуальности такого своеобразного города, как Ростов. И, как неизбежное следствие, – к снижению его туристической и инвестиционной привлекательности…

