
№180-182
от 3 июл 2015 г.
Дата публикации:
3 июл 2015 г.
А что бы делала я, если бы дожила до 100 лет? Наверное, мне вряд ли хватило сил встать с постели и приветливо улыбнуться, ведь я так устала – прожила целый век! На самом деле это только кажется
1262
Маленький домик, огражденный зеленым забором. На улицу выходит окошко с железным откосом, окрашенным в тот же цвет. Из окна выглядывает бабушка и приветливо улыбается.
- Входите в дом, открыто там, - зазывает нас Ольга Ивановна Мокина. Буквально на днях, 4 июля, ей исполняется 100 лет.
Родилась она в 1915 году в маленьком селе Лаптево Костромской области, а через год ее семья Королевых перебралась в Сибирь. В Ростове-на-Дону Ольга Ивановна живет последние 45 лет. Живет, кстати, столетняя женщина одна и уверяет, что справляется: содержит дом, а в свободное время вяжет, балует гостей выпечкой и смотрит сериалы. Кстати, еще недавно из того самого окошка, где нас выглядывала, Ольга Ивановна продавала собственноручно связанные носочки.
- Слышит она плохо, но фильмы смотреть любит. В просмотре ей помогает воображение, - делится Александра Мокина, жена одного из внуков Ольги Ивановны. - После она рассказывает нам все увиденное, правда, предварительно пофантазировав. Тогда любой сериал предстает для всех в новой, бабулиной версии.
Рассказывать «версии сериалов» Ольге Ивановне есть кому – у нее большая дружная семья: четверо детей, по четыре - внуков и внучек, девять правнуков и одна правнучка. И уже есть по двое праправнуков и праправнучек.
В молодости Ольга Ивановна была красавицей – у нее даже портрет сохранился.
- Мне здесь 19, - показывает она большое фото. - Я тогда уже замужем была. Он меня... выкрал – тогда модно было так! С вечерки прямо украли меня: Егорка мой и два его зятя. Так и поженились, - на лице Ольги Ивановны появляется улыбка. - Пожили вместе всего несколько лет, а потом его на войну забрали.
- А вы помните войну?- подхватываю я.
- Она не забудется никогда, - говорит Ольга Ивановна с горькой иронией. - Мужиков на фронт забрали, а нас, женщин, заставляли работать на пашне. Ни детских садиков, ни яслей – ничего. Я детей маленьких дома одних оставляла и уходила. Кате тогда было три года, Дуся немного старше ее – той было пять. От мужа пять лет ни письма, ни весточки. Тут снится мне сон: в дом медведь заходит. Я выгоняю его, а он уселся и сидит! Я к соседке побежала, рассказала, та говорит: «Вернется!». И вернулся же. Дождалась. Я тогда была такая счастливая...
Но после войны муж Егор прожил со своей семьей всего девять лет. К сожалению, он так и не оправился: долго болел, и вскоре Ольга Ивановна оказалась одна с четырьмя детьми на руках, причем младшему сыночку был всего годик.
- А мечта у вас была? – спрашиваю я, чтобы отвлечь столетнюю женщину от грустных мыслей.
- Нет, - совершенно спокойно отвечает она. - Детей я поднять хотела, вот и все. Муж мне приказывал, чтобы я девочек обязательно выучила. Они выросли не такие, как я, не работницы. Я все ждала, когда младший сын Геночка подрастет, кормильцем будет. Дождалась: сыну уже 62 года, и он навещает меня каждый день.
- Никаких секретов долголетия я не знаю, - отвечает Ольга Ивановна, когда разговор заходит о возрасте. - Я всю жизнь честно работала, - протягивает мне синюю книжечку – оказывается, она до сих пор с гордостью хранит свою трудовую книжку. Ольга Ивановна Мокина десятки лет проработала в колхозе. Потом, после переезда, шила бахрому и делала авоськи (сумочки из пряжи), продавала цветы и рассаду, которые выращивала сама. Когда вышла на пенсию – занялась вязанием.
- Знаете, я люблю, чтобы у всех было все хорошо! Мне нравится, когда люди счастливы, - говорит Ольга Ивановна. Может, в этом и есть секрет долголетия: быть счастливой и желать добра другим?
Елизавета Кручихина, студентка РГЭУ
Фото автора

