
Этими словами характеризует свою профессию донецкий почтальон Валентина Федоровна Кадынина
Такую формулу Валентина Федоровна вывела давно, и было время убедиться в ее верности. Ведь почтальоном Кадынина работает уже пятьдесят третий год.
– Эта профессия, – рассказывает она, – нравилась мне с детства. Жили мы на селе, в Миллеровском районе, и наш почтальон тетя Маруся почту не разносила, а развозила. Одежда на ней была военного типа, а ездила тетя Маруся на бидарке – двухколесной повозке, в которую впрягают лошадь. Мы, дети, смотрели на тетю Марусю с восхищением и думали: «Какая же важная эта должность – почтальон!»
Но сама я почтальоном стала не сразу. Прежде работала газомером на шахте. Потом вышло постановление, запрещавшее женщинам заниматься таким трудом, и куда податься, я не знала. На почту меня привела соседка по бараку, которая как раз и была почтальоном. Работать здесь долго я не собиралась. Надеялась, что начнет Донецк, который только-только стал городом, расстраиваться, появятся вакансии.
Донецк разрастался, в нем появился завод, открылась фабрика, можно было устроиться туда, а я уже не смогла расстаться со своим почтовым участком. К людям его привыкла. И на почте – дружный коллектив.
Часто в нашем разговоре слово «работаю» Валентина Федоровна заменяла полушутливым «омолаживаюсь». Ее рецепт омоложения такой: меньше есть, больше трудиться (в случае Кадыниной это означает еще вести подвижный образ жизни). Поддерживать жизненный тонус песнями и юмором, не замыкаться в себе, держать руку на пульсе времени.
На практике, по словам Ольги Пигуры, коллеги Кадыниной, выглядит это так:
– Приходим утром на работу, Валентина Федоровна спрашивает, читали ли мы о таких-то и таких-то событиях? И тут же сообщает то, что успела узнать о них из утренних газет. Обязательно расскажет что-нибудь веселое: вернее всего, это тоже будет из периодики, из колонки юмора. А начнет сортировать корреспонденцию – так непременно запоет. Песни у нее хорошие. Есть такие, которые мы раньше и не слышали. Наверно, еще времен ее молодости.
Узнав о любви Кадыниной к песням, я поинтересовалась, а известна ли ей песня про труд почтальона? Такая, чтобы за душу взяла?
– Про почтальона я вам лучше стихотворение душевное расскажу. Я увидела его в местной газете: житель Тарасовского района написал. Несколько раз подряд перечитала и запомнила:
По лужам, по колдобинам, по грязи,
Декабрьским снежком
припорошен,
По улицам идет работник связи,
Простой работник связи –
почтальон.
Усталый, прибредет он в хуторочек
И женщине протянет письмецо.
Посмотрит мать
на юношеский почерк,
И расцветет улыбкою лицо.
– Да, много радости носил прежде почтальон в своей сумке, – улыбнулась Валентина Федоровна приятным воспоминаниям. – Письма домой от военнослужащих-срочников, письма и поздравительные открытки по случаю дня рождения. А сколько поздравительных открыток люди посылали друг другу к праздникам?!
Теперь в наших сумках все больше деловая корреспонденция, счета за коммунальные услуги, заказные письма из таких организаций, что адресатов они пугают, а не радуют. Только ко Дню Победы много еще бывает писем с поздравительными открытками.
Валентина Федоровна гордится тем, что за полвека работы больничный брала всего лишь четыре раза. И это при том, что, как говорит Наталья Кривошеева, ведущий специалист ОПС «Донецк» Каменск-Шахтинского почтамта, Кадынина – почтальон старой закалки. Из тех, для кого доставить почту своевременно – святая обязанность, а льет ли на улице дождь или метет метель, – не оправдание отсрочки.
Но, к сожалению, здоровье однажды подвело. Валентина Федоровна думала справиться с простудой старыми испытанными средствами, не обратилась вовремя к врачу, а болезнь дала осложнение: пошла развиваться глухота. Из-за этого и беседуем мы с Кадыниной с помощью записок. Я пишу свой вопрос на бумаге, она отвечает вслух.
Вот спрашиваю через записку, как знакомые, бывшие сослуживцы, родные относятся к тому, что, несмотря на почтенный возраст, она продолжает работать почтальоном?
– Одна наша бывшая сотрудница живет теперь в Америке. Ей даже не верится, что я по-прежнему работаю на почте. Родные меня за это ругали. Особенно когда был такой закон, чтоб работающим пенсионерам выплачивать лишь половину пенсии. Но я сказала, чтоб судьбой моей они не распоряжались.
– А участок вам определили поближе к дому?
– Когда я начинала работать на почте, у нас существовал запрет на то, чтобы почтальон обслуживал тот участок, где сам проживает. Объясняли это стремлением лучше сохранить тайну переписки и личной жизни. А то вдруг почтальон (люди-то и на почте трудятся разные) подсмотрит переписку своих соседей, с которыми у него, может быть, конфликт, проведает о каких-то их секретах?..
Об этом запрете уже забыли. Но менять свой участок на другой у меня и в мыслях никогда не было. Его жители мне как родные. Такие тайны сами, бывало, поверяли, что и родственников не всегда в них посвятишь.
Валентина Федоровна собралась разносить почту по участку, и я попросила разрешения составить ей компанию.
– Я не против, только учтите, что хожу быстро, – предупредила она.
К пешим прогулкам я привычна, но за Кадыниной еле поспевала.
Многие встречные с ней здоровались.
– Я же говорю, что наша профессия – самая доброжелательная: почтальон со всеми здоровается – то есть желает здоровья и добра, и такое же приветствие несчетное число раз слышит в ответ. Правда, детвора уже не та, что прежде. Раньше я шла со своей толстой сумкой на участок, и за мной веселой ватагой бежали ребятишки, попутно во что-то играя. А теперь школьники прилипли к своим компьютерам, на улицу лишний раз не выйдут.
Мчится Кадынина как метеор. Кажется, ничего не существует для нее в эти минуты, кроме ее маршрута. Ан нет. Успевает заметить и ухоженные палисадники, и красоты природы. Возникло на нашем пути деревце рябины, Валентина Федоровна остановилась на мгновенье, продекламировала строчку из «Милой рощи»:
– Вместо кораллов на бусы
Гроздья рябины дарил.
Трудно поверить, что моя спутница недавно разменяла девятый десяток.
Мы идем дальше, и Кадынина на ходу вдохновенно рассказывает мне о том времени, когда молодой вместе со своими ровесниками строила здешний стадион, высаживала аллею, бескорыстно трудилась на благо такого же молодого тогда города Донецка, потому что надо обихаживать и украшать тот уголок Земли, где тебе выпало жить.
Может быть, ваш почтальон – лучший в России?
На этот вопрос поможет ответить Всероссийский конкурс «Человек подписки-2015». Его проводит Альянс руководителей региональных СМИ России вместе с партнерами – ООО «Межрегиональное агентство подписки» и ФГУП «Почта России».
Именно вы, читатели и подписчики газет, можете объективно оценить роль почтовых работников в продвижении «в народ» печатной прессы. Добросовестная работа почтальонов и операторов, их заинтересованность в росте числа подписчиков помогают газетам и читателям найти друг друга. И, наоборот, если почтальон работает плохо, подписные тиражи изданий снижаются, газеты перестают читать.
Давайте вместе с вами скажем спасибо нашим лучшим почтальонам и операторам. Заполните анкету и пришлите ее до 1 октября на наш почтовый или электронный адрес.
Награждение победителей регионального этапа пройдет в Ростове. А итоги Всероссийского конкурса подведут в конце декабря в Москве.

