Многим геймерам (от английского слова «game» — игра) снятся сны, которыми они могут… управлять.

Профессор Алексей Буриков читает лекцию «Механизмы сна и бодрствования. Как и зачем спит человек»

Психолог из канадского университета Гранта МакЭвана Джейн Гэкенбах, обнаружила взаимосвязь между компьютерными играми и сновидениями. Исследование показало, что геймеры могут управлять своими сновидениями, управляя собой как персонажем. Присниться геймеру может все, что угодно, включая вымышленных персонажей и космические путешествия. По мнению психолога, все это помогает развивать у компьютерных фанатов нестандартное мышление и дает возможность решать возникающие в реальной жизни задачи с большей долей творчества. Выходит, от компьютерных игр есть и польза? Чем дольше, без сна сидишь за виртуальными играми, тем больше шанс развить свою и без того буйную фантазию?

С точки зрения физиологии…

- Лишение сна, хотя бы на сутки, – это достаточно сильная нагрузка на организм человека, - говорит доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии ЮФУ, член Европейского сомнологического общества Алексей Буриков. - Ведь сон имеет много функций. В частности, влияет на нашу иммунную систему. Ночь не поспишь - утром, скажем, горло болит. С чего бы? Да потому что иммунная система дала сбой.

Механизмы сновидений Алексей Алексеевич исследует более 50 лет. А несколько лет  назад, работая на кафедре общей биологии Ростовского пединститута, которую он возглавлял двадцать лет, Буриков заинтересовался вопросом: могут ли геймеры сутками играть и не спать? В прошлом году им были опубликованы результаты проведенных нейро- и психофизиологических исследований функционального состояния человека во время компьютерной игры. 

В эксперименте приняли участие студенты университета, которые с разной продолжительностью времени играли в компьютерные игры. Результаты исследований показали, что во время игр у студентов повышалась активность головного мозга, вместе с тем они испытывали трудности в выполнении простых математических действий, у них происходило резкое снижение чувствительности к внешним раздражителям, ослабевали слух, обоняние, осязание, а также периферийное зрение. У игроков наблюдались задержки дыхания во время «погружения» в мир компьютерных игр, агрессия, если по каким-то причинам их отвлекали от игры или она прерывалась.

После окончания игры студенты не могли вспомнить, какие вопросы им были заданы исследователем. Они также признались, что подобные провалы в памяти случаются у них после каждого вхождения в виртуальный мир. У 9 % исследуемых во сне сцены из компьютерной игры случались в повседневной жизни. Также выяснилось, что играть сутками напролет геймеры не могут. Они все-таки спят, только видят микросны.

Управлять снами можно, но осторожно

Алексей Алексеевич говорит, что у геймеров во время игры - достаточно сильная мотивация, гораздо сильнее, чем, скажем, у ночных водителей. У них происходят ультракороткие циклы сна, когда они могут даже что-то пропустить в игре. Для водителей это - беда. И сновидения компьютерные фанаты действительно видят осознанные. 

- К примеру, я, без какой-либо подготовки, легко могу «войти» в осознанный сон, - говорит Буриков. - Во сне я начинаю высоко подпрыгивать и сам себе говорю: «Ух, как я высоко подпрыгиваю. А если я сейчас полечу?» И мои подпрыгивания переходят в полет. То есть я осознаю, что сплю и, тем не менее, могу достаточно активно управлять своим сном, осуществлять какие-то действия.

Геймеры чаще обычных видят осознанные сновидения, когда человек понимает, что он спит, а все, что видит - всего лишь сон. В результате они могут контролировать происходящие во сне события. Они видят себя в сновидениях как бы со стороны и способны влиять на ситуацию, которая случается во сне. Алексей Алексеевич рассказывает, что один из его учеников как-то признался, что до двадцати лет был из тех геймеров, которые сутками напролет играют в компьютерные игры. Потом ему это стало неинтересно. Он решил, что изучать управляемые сны гораздо интересней, и поступил в аспирантуру. 

Вообще Буриков считает, что компьютерная игра, какие бы победы она ни сулила, не должна нарушать циклы сна. Если отход ко сну - социальный фактор, то пробуждение определяется индивидуальным биологическим механизмом сна человека. У геймеров пробуждение чаще всего происходит во время парадоксального, быстрого сна - когда человек спит, а его мозг работает как во время бодрствования. Пока непонятно, откуда у компьютерных фанатов возникают осознанные сны. Последствия ли это игры, или же  депривации сна - недостатка или полного отсутствия потребности в нем? Как раз при депривации увеличивается количество осознанных снов. 

С одной стороны, осознанные сны несут пользу, с другой - опасность. Увлекшись компьютерными играми, человек может потеряться между двумя мирами: реальным и приснившимся. Реальное может стать второстепенным, а выдуманное в снах – реальным, а отсюда недалеко и до серьезных психических проблем. Перед специалистами, как нейро-, так и психофизиологами, встает задача определить, что же происходит на самом деле с организмом человека во время и после компьютерной игры. Не зря именно сон признан своего рода индикатором и первым сигнальным маячком различных изменений физиологического состояния и предвестником возникающих патологий. А значит, исследования в этом направлении должны продолжаться. Иначе мы не узнаем, какие еще тайны скрывают осознанные сны, и не приведут ли они человека к опасным действиям в реальности.

Фото с сайта www.i.ytimg.com