
Это всё о нём – Александре Алаухове
- Вот и Александра Тихоновича не стало, - грустит председатель региональной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры государственный советник юстиции третьего класса Евгений Волколупов, поминая заслуженного юриста страны, участника Великой Отечественной Александра Алаухова. - Ушел из жизни еще один наш фронтовик-герой. Спустя годы не столь четкими могут будут в памяти коллег какие-то черты его характера. Что останется навсегда на страницах истории – так это подвиги. Светлая память этому человеку! На своем веку он пережил немало и радостных, и трагичных минут, как мог, приближал Победу. Работая в прокуратуре, ценил преданность делу и закону, был порядочным до щепетильности в работе и товариществе.
А мне , журналисту, Александр Тихонович запомнился человеком поистине энциклопедических знаний. Причем, из многих сфер. От юриспруденции и казачьей истории до географии и…артиллерии. Жизненный и профессиональный опыт у Алаухова были большие, память с раннего детства цепкая. Даже в преклонных годах удерживались такие давние детали-подробности, что молодым позавидовать. Впрочем, судите сами.
- 152 — миллиметровые пушки — гаубицы, - с энтузиазмом рассказывал мне еще недавно этот ветеран прокуратуры и следственных органов , - стояли за десять километров от фронта. А снаряды могли поражать цель и на расстоянии, превышающем два десятка километров. Грозное оружие. В ряде стран оно до сих пор, замечу, остается на вооружении.
О "богине войны" - артиллерии - Алаухов знал не понаслышке. Всё или почти всё. Он служил в годы Великой Отечественной в этих войсках. Рассказывал, что во всех крупных артподготовках, в контрбатарейной борьбе, в штурме укрепленных районов неизменно участвовала 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года. Но особенно почетная роль выпала этому орудию в деле уничтожения тяжелых фашистских танков. Увесистый снаряд, выпущенный с большой начальной скоростью, запросто срывал башню "тигра" с погона. Бывали сражения, когда эти башни буквально летали в воздухе с безвольно болтающимися стволами орудий. И не случайно именно МЛ-20 стала основой прославленной ИСУ-152.
У малой Родины Александра Тихоновича — старинного казачьего хутора Потапов, что под Волгодонском, свой исторический "калибр". Сегодня Потапов – административный центр одноименного сельского поселения.
- Александр Тихонович, а что в годы вашей юности понималось под казачеством?- спросил как-то я Алаухова.
- Были урожденными казаками — и всё тут! Одни предки мои, кстати, служили у Буденного. Другие выступали супротив. Такие вот парадоксы истории и людских судеб.
- А сами вы на фронт попали, небось, сразу в кавалерию?
- На фронте я был с сорок второго. Кавалерия тогда уже не особенно котировалась. Попал поначалу в пехоту. А затем уж в артиллерию.
Александр Алаухов участвовал в обороне Кавказа, изгнании оккупантов с советской территории, освобождении Варшавы, штурме Берлина. Демобилизовался в 1947 году. В органы прокуратуры Дона поступил, как и многие фронтовики — после окончания Ростовской юридической школы, которая базировалась тогда в Таганроге. Спустя годы Александр Тихонович, заметим, был назначен прокурором именно в этом городе. Возглавлял он так же городские прокуратуры в Новошахтинске и Новочеркасске, а ранее - Криворожскую районную прокуратуру. Был заместителем Северо-Кавказского транспортного прокурора, курировал вопросы следствия. Неслучайно он был последние годы своим человек в Южном следственном управлении на транспорте – следствие, напомним, структурно «отпочковалось» от прокуратуры в результате реформы ведомства. В мае-2015 сотрудники Южного СУТ, как и облпрокуратуры, тепло поздравили Александра Тихоновича с праздником национальной гордости, единения, мужества и доблести, который стал символом несгибаемой воли российского народа. Генпрокурор России недавно наградил его медалью Руденко. Теперь в обеих организациях скорбят о невосполнимой утрате…

