Самолет, на котором наш корреспондент вернулся из Египта, был одним из последних, летевших в нормальном режиме
Фото/Видео: Евгений Гаркушев
Новость о падении самолета из России на Синайском полуострове мы услышали на пирсе в Хургаде, далеко выходящем в Красное море. Мужчина рассказывал о том, что упал самолет, улетевший через пятнадцать минут после их самолета. Понять его было трудно: если его самолет улетел, почему он сам оставался в Египте? Мы решили, что он что-то не так услышал, или мы его поняли неправильно.
Телевизор рассказал о падении российского самолета гораздо более информативно. Появились кадры с места трагедии… Ужасные подробности следовали одна за другой. Но комментаторы почему-то склонялись к версии технической неисправности самолета.
Сказать, что люди никак не отреагировали на трагедию, нельзя. Практически все сопереживали погибшим, даже в ресторане было тише, чем обычно. Только без удержу хохотала над чем-то своим какая-то немка. Но паники тоже не было. Нервозность – возможно, но скорее потому, что звонили и беспокоились родственники и друзья из России.
Спустя несколько дней казалось, что ситуация становится спокойнее. Трагедия расследуется, выводы делаются, а погибших уже не вернуть… Правда, несколько европейских стран запретили полеты над Синайским полуостровом, что заставляло задуматься. Но мы над Синайским полуостровом и не должны были лететь.
Как сообщали по телевизору, в аэропорту усилили меры безопасности. На практике это выразилось в появлении еще одного охранника перед входом. Он настоятельно советовал всем выкладывать воду и проверял паспорта – впрочем, без компьютера, чисто визуально. Бутылку воды в моей открытой сумке он даже заметил и предложил выложить. Бутылка воды в рюкзаке сына не была обнаружена ни на одном из пунктов проверки, хотя рюкзак два раза просвечивали. Полагаю, всем было всё равно.
Вообще у нас процедура предполетных досмотров выглядит куда серьезнее. Все внимательны, придирчивы, порой даже излишне, как нам кажется. Здесь же, несмотря на четыре пункта досмотра, которые надо пройти перед полетом, все как-то… безалаберно, что ли? Ну, видна же была бутылка с водой в рюкзачке сына! Не увидели? Или просто посчитали неважным? Проходим рамки – кто-то снимает ремень, кто-то идет так, и его пропускают. Небрежно охлопывают руками – да что угодно можно пронести при желании!
Самолет задержали на десять минут, а в Ростов мы прибыли вовремя. Когда мы приземлились, по громкой связи в аэропорту сообщали об отправке борта на Хургаду. Наверное, это был последний самолет в Египет… А вечером выяснилось, что наш самолет был одним из последних, летевших в нормальном режиме. С восьми часов вечера авиасообщение с Египтом прекращается, обратно все будут лететь без багажа.
Сейчас туры в Египет отменяют из-за того, что не летают самолеты. Если бы самолеты продолжали отправлять, уверен, большая часть туристов полетела бы в страну пирамид, невзирая на опасности. Выходит, авиасообщение с Египтом запретили правильно? Желание хорошо отдохнуть не должно приводить к неоправданному риску для жизни? Наверное, так. И принимавшие решения о запрете полетов знали, что делают. Но тяжелые последствия от решения все равно последуют.
После запрета египетского направления для отдыха могут «пойти на дно» многие туристические фирмы. Слишком велика была доля Египта в совокупном объеме продаж. Отдыхать дорого смогут не все, отдыху за те же деньги нет равноценной замены. Работники турфирм потеряют рабочие места, не очень богатые туристы потеряют возможность отдохнуть зимой. А в стране и так кризис.
Что касается Египта, то ситуация там может стать угрожающей. Россия занимала значительную часть ниши турбизнеса, да и европейские страны эвакуируют своих граждан… Огромное количество египтян останутся без работы, бюджет потеряет поступления от туризма. Отели закроются, Хургада и Шарм-эль-Шейх превратятся в такие же бедные города, как и в «континентальном» Египте. Если не хуже – ведь там нет Нила, нет другой работы, кроме как по обслуживанию туристов… Так и до новой революции недалеко. Кто придет к власти после революции? Вряд ли умеренные политики. Значит, на юге вновь будет неспокойно.
Впрочем, оставлять всё, как есть, тоже неправильно. Привычное уже туристам египетское разгильдяйство нужно каким-то образом победить. Наши граждане не должны из-за него погибать. Научатся ли чему-то египтяне после запретов полетов? Сложно сказать. Правительство России должно думать в первую очередь о безопасности своих граждан, а не об установлении порядка в аэропортах Египта.
И все-таки будем надеяться, что отмена полетов – ненадолго. Россиянам нужно отдыхать, египтянам – работать. Наши интересы в этом, как и во многом другом, совпадают.
Куда идти теперь туристу?
В связи с приостановкой пассажирского воздушного сообщения с Египтом в Ростове начала работу горячая линия.
Ее телефон работает на базе Главного управления МЧС России по Ростовской области. Позвонив по номеру 8 (863) 239-99-99, российские туристы смогут получить исчерпывающую информацию, касающуюся приостановки полетов российских самолетов в Египет.
Кроме того, бесплатные телефоны горячей линии включены в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России. Номер для звонков с территории России: 8-800-100-40-61. Номер горячего телефона, принимающего звонки из других стран: +7-499-995-57-26.
Свою горячую линию открыл и Роспотребнадзор. Сюда по номеру 8-800-100-00-04 можно обращаться с вопросами о порядке возмещения понесенного ущерба, а также аннулирования купленных туров и билетов. Напомним, что российские туроператоры до отмены полетов в Египет уже успели продать около 100 тыс. путевок в Египет с датами вылета до конца года.
Вопросам, возникшим после приостановки регулярного воздушного сообщения с Египтом, было посвящено вчерашнее экстренное заседание областной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Выступившие на нем руководители и представители областных ведомств рассказали о мерах, предпринимаемых в связи с начавшимся вывозом отдыхавших на египетских курортах туристов из России. Сегодня вывоз этот не свободен от проблем. Главная из них связана с доставкой в Россию и последующим получением багажа граждан. Как заметил гендиректор Ростовского аэропорта Олег Цепилов, по данным на утро 9 ноября, значительная часть из 830 пассажиров, прибывших в Ростов, не имеет багажных бирок. А это значит, что с идентификацией багажа, который должен быть позже доставлен на территорию России, могут возникнуть проблемы. Хотя, по словам гендиректора аэропорта, сейчас положение выправляется: вновь прибывающие из Египта туристы необходимые документы на багаж имеют.
Другой вопрос связан с уточнением числа туристов из Ростовской области, отдыхающих сейчас на курортах Египта. Пока точные данные имеются по клиентам турфирмы «Пегас». Хотя это основной туроператор на египетском направлении, путевки в эту арабскую страну продавали и другие фирмы. Поэтому присутствие их представителей в аэропорту в эти дни и их контакт с областными административными органами и службами аэропорта не просто желательны, но и необходимы.
Как заметил руководивший работой комиссии заместитель губернатора области Вадим Артемов, необходимо продумать и вопросы логистики:
– Где складировать и как выдавать багаж владельцам?
Кроме того, по словам заместителя губернатора, уже сегодня надо в контакте с турфирмами обсудить вопросы компенсации тем, кто вынужденно прерывает свой отпуск. Понятно, что этот сложный финансовый вопрос невозможно решить лишь на областном уровне. Но до того, как к делу подключатся федеральные структуры, надо будет иметь полную ясность с донскими туристами. И здесь тоже без участия туроператоров не обойтись.
– Ситуация сложная, но не чрезвычайная, – резюмировал В. Артемов. – Главное – верно распределить усилия для решения всех вызванных ею проблем...
Как известно, воздушное сообщение России с Египтом было приостановлено решением президента по рекомендации Национального антитеррористического комитета.