
Сегодня поговорим о роли социальных сетей в формировании протеста российского интернет-сообщества против неравноправия в горе. На эту тему писала Людмила Мельникова в материале «После первого шока» (№ 329 от 18 ноября 2015 г.).
Наложить на аватар пользователя французский триколор предложили пользователям социальной сети «Фейсбук» в знак скорби по жертвам терактов в Париже. Это предложение вызвало объяснимый протест и невиданную активность: сложилось впечатление, что каждый, кто не принял этого предложения, посчитал нужным обосновать причины отказа. Мотивы отказа у каждого выглядели по-своему, но факт остается фактом — сомнения, обида, неоднозначность оценки соболезнований, выражаемых французам, вышли за пределы «Фейсбука», стали обсуждаться во всех сетях. Причем вдумчивые пользователи других сетей сначала не совсем понимали, откуда появляется протест. Только здравый смысл, продемонстрированный лидерами мнений в сети, через несколько дней позволил сориентироваться в ситуации и адекватно оценивать происходящее. Представляю вашему вниманию комментарии, в разное время появившиеся в сетях без купюр.
Сергей Чуев (замруководителя Федерального агенства по делам молодежи)
«Я осуждаю терроризм во всех его проявлениях. Мне безусловно жаль погибших французов и их семьи. Я глубоко соболезную их родственникам и считаю, что бороться нужно с терроризмом всем вместе. Но я не могу принять избирательного отношения к оценке трагедий. <...> Современный мир несовершенен. Он не замечает трагедии миллионов людей, страдающих от ежедневного террора, от ежечасной нехватки элементарной чистой воды и пригоршни крупы. Мы не окрашиваем свои аватары в цвета флагов Сомали, Эфиопии, Кении, где ежедневно умирают от голода дети.
Может быть, нам надо задуматься о нравственности во время своего избирательного плача? Неужели нам понятна только какая-то часть трагедий? Если мы хотим быть сердобольными - то будьте любезны раскрыть пошире глаза. Пострадавшей Европе нужно задуматься над тем, какой мир мы создаем и почему, упиваясь русофобией, ищем врагов там, где их никогда не было, и тянемся к тем, кто и является спонсором основных террористических угроз мира...»
Алексей Саркелов
«Мне вот предложили сменить фото профиля в знак солидарности с жертвами во Франции, перекрасив лицо в трехцветный французский триколор. Более того, смотрю, многие уважаемые и умные друзья это сделали…
Простите, уважаемые, я этого не могу понять! Каким образом это поддерживает наш братский народ? Им от этого хоть чуточку легче, жертвы воскреснут? Мне кажется, солидарность в постах, в мыслях должна быть...»
Марк Котляр (известный ростовский шоумен, комик)
«...Но видится мне, что чья-то рука (скорее всего, проплаченная госдепом) нашла способ перессорить россиян на почве цвета их аватарок в ФБ... Не унимаются враги... Идут на самые страшные и бесчеловечные ухищрения, чтобы помешать россиянам твердо изменить однополярный расклад мировой политики на биполярный в пользу России... И пусть террористы знают, что на любой их теракт у нас есть чем достойно ответить... Цветом наших аватарок!!! »
Кузьма Федоров
«Соболезную близким жертв теракта в Париже... Перекрашиваться в цвета флага чужой страны по причине дебилизма их президента и беспомощности их спецслужб? Извините, останусь россиянином при любых обстоятельствах. Я, присягавший родине под красным флагом, уже «перекрашивался» один раз. Но это лишь потому, что перекрасилась в триколор моя страна. И с меня хватит! Кто хочет раздавить терроризм и его создателей - пусть перекрашиваются в цвета флага моей страны, которая возглавила войну против ИГИЛ (запрещена в России. – ред.)!»
Вера Бекирова
«Омерзительный срач устроили в фб вокруг этих аватарок.Каждый считает своим долгом научить другого, как правильно скорбеть, какие флаги вешать или не вешать на аватарку, и чьи мертвецы главнее. Фу! Действительно, взрыв тротила».
Ольга Дзюба
«Похоже, что происшествия, подобные парижским терактам, диагностичны для души. Если, кроме сочувствия и скорби, ощущается злорадство, или включается калькулятор на предмет того, насколько сочувствовали нам, или еще что-то такое - надо лечиться. Как хотите - с помощью религии ли, психологических аффирмаций, музыки, литературы... Чего угодно, что в силах остановить коррозию души. Потом будет поздно, разъест совсем, и лечить будет уже нечего».
Свой вывод каждый сделал сам. В то же время первая эмоциональная реакция редко бывает обманчивой и не стоит ее игнорировать. Но задумайтесь: если бы все решения основывались на ней, чем бы мы отличались от животных? У скорби нет гражданства, а у терроризма - национальности. Давайте не будем думать, что наше горе горестнее и уподобляться тем, кто злорадствовал после катастрофы А320.

