
Перечень возможностей использования материнского капитала расширен. Государственная дума сразу во втором и третьем чтении рассмотрела поправки в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
– Новый закон очень важен для семей, где растут дети-инвалиды, – прокомментировала решение Госдумы первый заместитель председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Борзова (она представляла депутатам на сессии новый законопроект). – Он начнет действовать с 1 января 2016 года.
Теперь в России разрешено использовать материнский капитал на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в обществе. До принятие нового закона инвалидов за счет средств федерального бюджета обеспечивали только теми товарами, техническими средствами и услугами реабилитации, которые входят в федеральный перечень, утвержденный правительством России. Остальное нужно было покупать самим.
Как правило, семьи, где растут дети-инвалиды, очень нуждаются. Лишних денег у них нет, и приобретать за счет собственных средств товары и услуги для них крайне сложно.
Теперь на эти цели можно использовать материнский капитал.
– Важно и то, что с принятием этого закона семьи, имеющие детей-инвалидов, могут использовать материнский капитал, не дожидаясь достижения ребенком возраста трех лет. Я – врач-педиатр, и из своего профессионального опыта знаю, что, чем раньше начать реабилитационные мероприятия для малыша, тем лучше будет эффект, – сказала Ольга Борзова.
При подготовке ко второму чтению законопроекта было принято 11 поправок. Наиболее существенными из них стали поправки, определяющие порядок использования средств материнского капитала. Определен и список документов, которыми должна быть подтверждена покупка товаров или услуг для ребенка-инвалида. Это должен быть договор купли-продажи, или кассовый чек, или товарный чек.
Новый перечень товаров и услуг, которые родители смогут приобрести на средства материнского капитала, будет размещен в сети интернет, официально опубликован в декабре.
Появились некоторые новшества и в документах, регламентирующих оказание медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Регистр для проведения обязательной диспансеризации включает теперь и раздел последующего контроля за результатами лечения таких детей. Ранее результаты и эффективность лечения не отслеживались.
– Я вообще хочу отметить, что во многих наших документах, в целом в законодательстве усиливается именно контрольная функция. Ужесточаются правила, регламентирующие, например, процедуру усыновления. Не усложняются, а именно становятся жестче для обеспечения безопасности ребенка и соблюдения его прав, – подчеркивает Ольга Георгиевна.
Теперь куда больше детей-инвалидов попадают в российские семьи. В России их лечат, реабилитируют, учат ничуть не хуже, чем в странах, с которыми у нас есть двусторонние договоры об усыновлении. Тем странам, с которыми таких договоров нет, наших детей усыновлять не разрешают.
Ребенок может быть усыновлен за рубежом только при условии, если в родной стране усыновители не найдены, не установлены его родственники.
Ликвидированы все частные фирмы, занимавшиеся ранее усыновлением.
В стране усыновителей ребенок получает второе гражданство, оставаясь при этом гражданином России. Его обязательно ставят на учет в консульстве, отслеживают его дальнейшую судьбу. Ведь раньше все беды происходили из-за того, что никто не знал, как складывается жизнь ребенка в усыновившей его семье. Можно было бесконтрольно оформлять переусыновление, передавая ребенка «из рук в руки». Теперь такое невозможно.
– Лично я – противница того, чтобы наших детей усыновляли за границей, – говорит О.Борзова. – Наша задача – сделать все, чтобы такой необходимости не возникало. Чтобы маму и папу дети обретали на родине. Этому служат и законы социального блока, над которым работает наш комитет по вопросам семьи, женщин и детей.

