
Круглыми столами молодежь от экстремизма не защитить
В Ростове состоялась презентация новой книги «Геополитика и терроризм эпохи постмодерна», вышедшей в издательстве ЮФУ.
Фото/Видео: Елена Слепцова
Сегодня события в мире развиваются так стремительно, что многие книги устаревают прежде, чем доходят до читателя. Представляемому изданию это не грозит – авторы успели проанализировать даже события последних месяцев уходящего года, когда к борьбе с ИГИЛ (запрещена в России) подключились военно-космические силы нашей страны. Книга обещает стать научным бестселлером.
Она вышла под редакцией известного эксперта по радикальному исламу, одного из основателей школы исламоведения на Юге России. Это – доктор философских наук, профессор Института социологии и регионоведения ЮФУ Игорь Добаев, который любезно согласился дать интервью нашему корреспонденту.
– Когда слышишь о наших молодых соотечественниках, воюющих в Сирии в рядах «Исламского государства» (запрещена в России), непонятно, как они оказались по ту сторону «баррикад». Разве у нас в стране не развернута широкая антитеррористическая кампания?
– Как раз наоборот – государство уделяет этому большое внимание. Выделяются деньги на проведение тематических конференций и круглых столов, издаются брошюры и книги, выпускаются телепередачи, снимаются фильмы. Просчет в том, что все эти меры направлены некой аморфной массе населения всей страны. Они адресуются обычным законопослушным гражданам. А работать надо с молодежью уязвимых категорий. В первую очередь — с молодежью Северного Кавказа, которая очень интересует террористов. Однако средства на противодействие экстремизму распылены по всей стране, часто аудитория далека от молодежной среды. Отсюда и низкий эффект этих мероприятий. Какой смысл проводить беседы на антитеррористические темы в Ханты-Мансийске, например?
– Чем объяснить столь высокую привлекательность радикального ислама именно в молодежной среде Северного Кавказа?
– Горская мусульманская молодежь выросла в условиях проведения антитеррористических операций, когда перманентные боевые действия велись на протяжении нескольких лет. Сегодня молодые из северокавказских республик испытывают на себе тяготы социального неравенства, трудности самореализации — не имея денег, невозможно получить качественное образование, достойную работу. Таких молодых легко увлечь религиозно-экстремистской пропагандой. Они легко попадают под влияние разного рода авторитетов, а потому нуждаются в особом внимании государства. Круглыми столами тут не отделаться. Необходима повседневная работа с такими молодыми, причем с учетом условий двуязычия и этнического многообразия Северного Кавказа. Необходимо специально готовить педагогов для школ и вузов этих республик по культурно-исторической тематике, делая акцент на неразрывном единстве российского Кавказа и неприятии любых форм насилия.
– Разве недостаточно той работы, что ведут в республиках служители традиционного ислама?
– Чтобы противостоять исламским радикалам на интеллектуальном уровне, нужны тонкие знатоки ислама, которых сегодня недостаточно. Подготовка в стране служителей ислама явно слаба, отсутствует аттестация учебников, качество образования не контролируется. Очевидна нехватка знатоков арабского языка и грамотных переводчиков. Часто переводные книги с арабского и турецкого языков культивируют экстремистские настроения.
– Что необходимо для укрепления системы исламского образования в стране?
– В России сегодня имеются три лицензированных мусульманских центра — в Махачкале, Нальчике и Грозном, однако они не могут составить серьезную конкуренцию зарубежным аналогам. До сих пор молодые мусульмане для получения исламского образования продолжают выезжать за рубеж. Часто – частным образом, по приглашению уже обучающихся там земляков. А такие студенты не обеспечиваются ни стипендиями, ни общежитиями, ни пакетом социальных услуг, потому легко попадают под влияние радикалов.
После распада СССР число получивших исламское образование за рубежом превысило 10 000 человек. И, как ни печально, сегодня система исламского образования в регионах России – это один из мощных источников формирования фундаменталистского сознания у мусульманской молодежи.... Справедливо замечено дагестанским ученым И. Шамовым – в программах исламских учебных заведений нет ни истории, ни географии, ни математики, ни литературы, ни русского, ни иностранного языков, ни биологии, ни компьютерной грамоты, ни философии — ничего из того, что делает человека образованным, а общество — развитым.
Поэтому следует провести строгий учет всех исламских заведений, разработать для них программы с привлечением религиозных и светских ученых, строго контролировать учебные программы — это должно стать заботой государства.
– А как противостоять той работе, которую исламисты ведут с молодежью через Интернет?
– Сегодня виртуальное пространство заполнено исламскими сайтами, форумами и диспутами. На этих сайтах можно увидеть теракты, зафиксированные на видео. Некоторые из сайтов носят явно антироссийский характер — например, удуговский «Кавказ-центр». Значит, и противодействие таким идеологическим диверсиям должно носить специфический характер.
Против ваххабитов надо вести пропаганду. А их не опровергают, из них не делают посмешище. Одно время из них даже создавали «борцов за веру», «мучеников-шахидов». Пропагандистские мероприятия государства должны иметь свой набор методов воздействия и убеждения для каждой социальной группы. Надо помнить, что для молодых террористов светская власть, ученые и муллы не авторитеты. А вот молодых «имамов из леса», проповедующих джихад, они слушают. Надо сказать, что многие из них основательно подкованы и обладают даром убеждения... И тут мы опять возвращаемся к тому, с чего начали – к качеству подготовки преподавателей школ и вузов, мусульманских священнослужителей …
– Главные посылы вашей новой книги направлены государству. Но что могут и должны сделать родители студентов и старшеклассников, чтобы уберечь своих детей от влияния идеологии радикального ислама?
– Очевидно, что если между родителями и их подросшими детьми нет доверия, то проконтролировать их увлечения, дружеские связи и знакомства практически невозможно, как и отследить их интересы в Интернете. Потому посоветовать можно одно – с собственными детьми надо дружить. Но это совет не ученого, а просто человека.
Видео Владимира Апарина

