
В окно стучит зимняя крупа, барабанит по стеклу. В такое бы время, как подарок судьбы, дольше поговорить с хорошим человеком за чашкой чая о том, о сём, полистать старые альбомы. Но у «народного участкового» (этот титул он получил по результатам всеобщего интернет-голосования) подполковника полиции Геннадия Ясковца времени сейчас на такие посиделки в обрез. Мысленно он не здесь, не в кабинете отдела МВД России по Орловскому району, он – в давно ставшем ему родным «Техасе».
Горького, Деповская, Выгонная, Набережная, Клары Цеткин, Красных Партизан…– все «техасские» улицы и переулки Ясковец тысячекратно за четверть века работы участковым на этой территории исходил и изъездил.
– Знаю, – говорит, – всех 3800 жителей нашего «Техаса». Почему к посёлку Красноармейский прицепилось в обиходе это название? Сюда переселялись люди, у которых были проблемы с законом.
Геннадий Артемович улыбается:
– Некоторые из них мне даже снятся…
– Еще скажите, что не вставая с кровати и преступления раскрываете?
– Есть такой грех, – смеётся. – В период, когда была серия краж мотоциклов, мне приснился сон, будто во дворе одного из домов в хуторе Широкий стоит ворованный мотоцикл. И даже номер его приснился. С утра отправились с напарником по этому адресу. Действительно, всё так и оказалось. Работаем, как можем. А плохо работать мы не можем.
Глядя на этого, уже в годах, человека, пообщавшись с людьми в его «Техасе», понимаешь, что заблуждаются те, кто уверяет, будто в небытие канули в полицейской среде такие понятия, как честь и офицерское достоинство, гордость за профессию участкового. Убедились на месте, что это не рождественская сказка о добродушном и чутком «дядечке» в полицейских погонах. Было, оказывается, немало случаев, когда ему приходилось в «Техасе» и десятке ближайших хуторов – Широком, Верхнетаврическом, Русском и других – что называется, «власть употреблять». Он умеет извести на своем участке воришку, приструнить скандалиста, раскрыть по горячим следам преступление. Имеет за это многочисленные поощрения по службе.
– Хуторов много, – говорит Ясковец. – Но нет и двух одинаковых. Знаю всех не только в Красноармейском, но и в этих населенных пунктах. Преобладают русские. Но у нас живут также три сотни чеченцев, полсотни армян, восемь грузин… Межнациональных распрей не было и нет…
Решили мы сами, без Ясковца, узнать, как провел участковый день до нашего приезда. С утра посетил планерку у главы поселения Виктора Воеводы, с которым многие годы работает в тесном контакте. Пообщался с верными помощниками-казаками, которые вышли в утренний патруль: когда дети идут в школу и из школы, дружина всегда на маршруте. Потом занимался электричеством. Представительница социальной службы позвонила участковому накануне и сообщила, что у ее подопечного дедушки нет света. Ясковец связался с электриками, сообщил ветерану, когда они прибудут. Вечером проверил: свет дали. У другого пожилого человека прохудилась крыша. Её недавно, еще до непогоды, чинили так называемые шабашники. Отчитавшись за работу, уехали. А потом был дождь. И залатанная крыша не выдержала экзамена – протекла. Отчаявшемуся пенсионеру помог участковый. Как? Засучил рукава и починил крышу сам. С шабашниками, наверняка, «по душам» поговорит позже.
Затем пообедал дома. К обеду гостья зашла. Вернее, не совсем гостья. Есть у Ясковеца одна подопечная, женщина со сложной судьбой. Она сидела за убийство. В тюрьме совершила еще одно преступление – убила охранника. Отсидев, на склоне лет приехала в «Техас». Ей в посёлке выделили флигелёк. Участковый помог выправить документы на это помещение, поддерживает как может в бытовых вопросах. Словом, вернул этой женщине веру в людей.
В оценке собственной работы сдержанно краток. Говорит: «Случайность помогла…». За день, проведенный с Ясковцом, эту фразу слышал от него несколько раз. Не заметил, однако, что он скользит «по волнам случайностей». Он – всегда на посту, денно и нощно. Земляки знают, что всегда в трудную минуту найдут у него поддержку. Он чувствует свою колоссальную ответственность перед людьми, которые рядом, за всё, что происходит в округе. Благодаря стараниям народного участкового, его напарника участкового Дмитрия Михайленко, членов казачьей дружины Дмитрия Григоренко, Николая Добрицы, Сергея Сербиненко, представителей ДНД Олега Щербакова, Николая Корецкого, Валерия Самохина, Сергея Ботеса, Андрея Бакаева, всех неравнодушных людей поселок Красноармейский называют теперь «Техасом» больше по инерции, по застарелой привычке…

