
Центральный рынок – одно из знаковых мест Ростова. Каким он станет после реконструкции?
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Это – как Привоз для Одессы, древний Житний рынок на Подоле для Киева. И даже – не побоюсь такого сравнения – легендарное «Чрево Парижа» для французской столицы. А что? «Чрево Ростова» – разве это не звучит? Не случайно же, в самом деле, такой авторитетный в деловом мире журнал, как «Форбс», посвятил ростовскому Центральному рынку целый разворот.
Шумные и яркие овощные ряды, фруктовое изобилие, знаменитая донская рыба – здесь всегда можно было найти все, что душе угодно. Знаменитые гости города, целые иностранные делегации всегда восхищались этим огромным и очень колоритным рынком.
Сегодня Центральный рынок не узнать. На месте, где много десятилетий располагались торговые ряды с овощами, фруктами, подсолнечным маслом, рыбой, – огромный пустырь и обломки кирпичной кладки. Все это обносится забором, здесь будет стройплощадка. Рынок переживает крупнейшую в своей истории реконструкцию.
За год на рынке построили новый павильон. Здесь уже вовсю идет торговля овощами и фруктами. Со дня на день начнут рыть котлован под вторую очередь. Впоследствии два здания образуют единый комплекс. С удобными торговыми местами, мощными энергосберегающими холодильниками, кондиционерами, автоматическими средствами пожаротушения... Осуществится и давняя задумка: от южной паперти собора, что исторически расположился по соседству, можно будет прямиком спуститься к Дону. Соответствующий проект уже готов…
А дальше предстоит убрать большинство мелких киосков, реконструировать мясной павильон, заняться организацией торгового пространства между переулками Соборным и Семашко. Но это пока – перспективы. Все будет зависеть от наличия нужных средств.
В сложных условиях оказались сегодня многие рынки страны. Причина – пресловутый закон «О розничных рынках», принятый десять лет назад, 30 декабря 2006 года. Если бы он начал действовать в своем первозданном виде, то к сегодняшнему дню рынков в России попросту бы не стало – уж слишком явно лоббировал этот закон интересы крупных торговых сетей, видевших в рынках своих основных конкурентов.
Все эти годы Ассоциация розничных рынков области, председателем которой является Юрий Иванович Муковоз, генеральный директор ЗАО «Центральный рынок», боролась за спасение своей отрасли. Вносила предложения, давала экспертные оценки предлагаемым нормам, добивалfсь переноса сроков перевода торговли в капитальные строения…
И в то же время руководство Центрального рынка формировало резервный фонд, понимая, что реконструкция неизбежна. Собирались с силами, аккумулировали средства, чтобы не допустить резкого роста цен.
На Центральном рынке не повысили арендную плату для торгующих, стараются привлекать сюда тех, кто обеспечивает не самые богатые слои населения доступным товаром. Причем товаром хорошего качества.
Рыночная торговля вообще исполняет серьезную социальную миссию. В самые лихие годы именно на рынках зарабатывали нелегкие копейки враз ставшие челноками инженеры и преподаватели, конструкторы и музыканты… Здесь и сегодня есть место для товара доступного и дешевого, за которым приходят сюда специально. Такие реализаторы в новые павильоны и бутики не пойдут: не их формат, да и аренду не потянуть. Значит, руководство рынка находит варианты размещения на его площади и такой торговли.
– И для наших производителей местных овощей обустроим ряды – теперь уже в другом месте. Нельзя наш южный рынок искусственно превращать в торговый комплекс. Ростовчане не поймут…
По мнению Ю. Муковоза, большой ошибкой стал и законодательный запрет на деятельность торгово-закупочных предприятий при рынках.
– До сих пор в межсезонье к нам обращаются за овощами больницы, детские дома, школьные столовые. Их потребности в дешевых овощах можно было бы легко удовлетворить, существуй по-прежнему наши торгово-закупочные предприятия. Мы ведь закупали у местных крестьян их продукцию, дешево продавали практически круглый год. Уверен: жизнь заставит вернуться к такой форме…
Последствия плохо продуманного закона жизнь преподносит каждый день. Первое очарование сетевыми супермаркетами прошло. Оказалось, что и цены там отнюдь не копеечные, да и с качеством, и со свежестью – далеко не все в порядке. Хорошо, что часть рынков устояла. Теперь явно видно, что именно этот формат торговли становится все более востребованным. Предпринимаются попытки «отыграть назад», рекомендуют использовать якобы для сохранения рыночного формата ярмарки.
Но ярмарка никогда не заменит рынка. Ярмарка – это всегда торговля с приспособленных, а не стационарных мест. Нет на ярмарках и нужного контроля качества продаваемого товара, и откровенно слабая санитария. Тогда как рынки, и Центральный рынок Ростова, в частности, всегда отличался хорошо оборудованными лабораториями, где работают квалифицированные специалисты. Не случайно такой зубр отечественной санитарии как Геннадий Онищенко, известный своей строгостью и непримиримостью там, где речь идет о соблюдении гигиенических норм и правил, побывав инкогнито на Центральном рынке, не смог обнаружить ни одного нарушения.
Спрашивается, где логика? Закон «О розничных рынках» принимали якобы для того, чтобы избавиться от нецивилизованных форм торговли. А пришли, выходит, к тому, что нехватку рынков и торговых мест на них предлагаем замещать ярмарками! При этом закон оттолкнул от рынков многих из тех, кто хочет и может торговать, но считает непосильной для себя плату за торговое место…
По убеждению Ю. Муковоза, все еще нуждаются в уточнении такие основополагающие понятия, как «торговая деятельность», «торговые сети», «участники торговли». Не прописаны в законе и нормы, позволяющие оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
– У закона слабая организационная составляющая. Здесь нечетко обозначены возможности для стратегического развития торговой системы в целом. В каждом городе должны быть разные торговые центры, магазины и магазинчики шаговой доступности. Только тогда появятся свободная конкуренция и реальные стимулы к повышению качества продукции и культуры торгового обслуживания…
Собственно, с этим согласны и рядовые потребители. Далекие от экономической премудрости, они, тем не менее, знают, чего хотят
– Я на Центральный рынок хожу за продуктами едва ли не с детства, – говорит ростовчанка Елена. – Жаль будет, если исчезнут привычные торговые ряды. Хотя бы уже потому, что труднее станет ориентироваться…
А ростовчанка в четвертом поколении Софья Аркадьевна опасается роста цен:
– Хороший новый павильон выстроили. Только бы на нас затраты на его содержание не сильно отразились…
К слову: в дирекции рынка эту проблему видят и стараются сдерживать влияние инвестиционной составляющей на цену товара.
– Мы даже зарплату своим работникам пока не повышаем, – замечает в этой связи Ю. Муковоз. – Договорились так: сначала выполняем реконструкцию, а потом и о себе подумаем…
Марина торгует в мясном павильоне уже пятый год:
– Не верьте тому, кто говорит, что торговать легко. Такой человек и дня за прилавком не стоял. За пять лет, что я торгую на Центральном рынке, чувствую, как меняются к лучшему условия нашей работы. Как торговать становится если не легче, то проще. Многие вопросы уже решены. И холодильники хорошие появились, и проверку продукции в лаборатории провести уже не проблема. Короче, сейчас я могу быстрее, чем раньше, выложить на прилавок перед людьми качественный товар. Охлажденное, а не мороженое мясо… И не случайно у меня уже круг постоянных покупателей сложился…
Иными словами, люди встречают новшества с осторожным оптимизмом. Понимая необходимость перемен, они отнюдь не хотят, чтобы лавина преобразований смыла на своем пути все то, что с годами сумело доказать свою пользу и эффективность.

