Летописцы донской пожарной охраны до сих пор ломают голову, выясняя, с какого момента вести отсчет ее истории. На сайте ростовской мэрии в ретропубликации предлагается такой вариант. В феврале 1788 года 29 числа по старому стилю (16 февраля – по-новому) вышел приказ Атамана Войска Донского о введении в станицах должности «огневщика». Предложено считать огневщиков «возможными предками» современных донских пожарных. 

Команда Крепостной пожарной части Ростова-на-Дону на автомобиле «Паккард», переделанном в автолинейку. 1919 г.

Однако пожарными много раньше этого приказа стали… казачьи жены. Во время Азовского осадного сидения (1637-1642 годы) казаки не успевали одновременно биться с превосходящими их турками и тушить пожары. В огнеборцев превратились 800 казачек. Жены казаков тушили пожары, а также готовили кипяток, плавили олово, раскаляли песок и сбрасывали на турецкие головы. Первая профессиональная пожарная команда в Азове появилась в 1866 году. В Таганроге первую пожарную команду образовали в 1803 году. В 1910 году именным императорским указом пожарной части Таганрога присвоили почетное наименование «Первой императорской». Первый пожарный обоз в Новочеркасске создали в 1816 году, а профессиональную пожарную команду в 1836 году.

Что касается Ростова-на-Дону, то первыми огнеборцами в 1762-1763 году были пожарные строящейся крепости Димитрия Ростовского – солдаты инженерной команды, которыми руководил полковник Александр Ригельман. 9 солдат круглосуточно несли пожарную службу в специальном депо. Они фактически были первыми ростовскими организованными пожарными. К 1855 году относятся первые сведения о пожарной части Нахичевани. В ней состояли «смотритель, служитель и обыватели. Лошадей было 11, труб – 3, бочек – 6, лестниц – 2». В 1870 году в Нахичевани появилась наемная пожарная часть. Она состояла из 17 человек. Имелось 15 лошадей, 4 ручных трубы и 9 одноконных бочек. Часть эта обслуживала саму Нахичевань и соседний Ростов-на-Дону, куда выезжала «по особым требованиям». В ростовской пожарной части в это время работали брандмейстер и 40 служителей. Часть имела 34 лошади, 9 труб (насосов), 39 пожарных рукавов, 2-ое дрог, 18 бочек, 1 чан, 2 ушата, 200 ведер, 7 лестниц, 24 багра и 19 топоров. Руководителем тушения пожаров являлся полицмейстер.

В 1911 году случились крупные пожары, к тушению которых привлекался пароход «Фанагория». 3 апреля загорелись дома и сараи на Нижне-Бульварной – углу Богатяновского. Находившаяся рядом на Богатом колодце насосная станция не смогла обеспечить водой пожарные бочки. Ситуацию спас портовый пароход «Фанагория». С него спустили широкую трубу и мощной струей воды вскоре залили огонь. Пароход, а также паровую машину и 2 паровоза привлекли для тушения вовсю бушевавшего пожара на заводе «Корш», который был тогда на 9-ой линии. 


ИЗ ИСТОРИИ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ

Пожарные машины сегодня.В 1946 году началось техническое перевооружение пожарной охраны. В автомобилях серий ПМГ и ПМЗ разработаны закрытые кабины для боевого расчета, двухступенчатый насос ПН-25, модифицированные трансмиссии.

В 1955 году появились новые металлические пожарные каски.

В 1960 году освоен выпуск пожарных рукавных машин и мощных насосных станций на шасси ЗИС-157. Начался серийный выпуск новой автомеханической лестницы АЛМ-17 на шасси ГАЗ-51. 

В 1964 году начато повсеместное внедрение воздушно-механической пены для тушения пожаров.

Из современной техники особо выделим высотные подъемники, установки импульсного пожаротушения, автомобиль «Кобра», способный подавать воду в горящее помещение, пробивая металл толщиной 8 сантиметров за несколько секунд.

Обновление идет не только по линии МЧС. В новом году ряды пожарной техники российской армии пополнят 74 пожарные автоцистерны различной модификации на базе КамАЗ и 89 пожарных аэродромных автомобиля, которые могут не только ликвидировать пожар, но и провести аварийно-спасательные работы на взлетно-посадочной полосе. Среди многих других противопожарных средств в войска поступят 93 тысячи огнетушителей.

В наши дни традиционными стали выставки современной пожарно-спасательной техники, на которые организаторы приглашают школьников. Огнеборцы рассказывают детям о своей работе, делятся историями, которые с ними случались во время тушения пожаров, показывают пожарно-спасательную технику. Ребят поражает не только эта техника, но и демонстрация боевой одежды, которую каждый пожарный надевает за 20 секунд. Особый восторг они испытывают, когда получают возможность примерить пожарную экипировку и в буквальном смысле окунуться в нее с головой. Все желающие стремятся посидеть в настоящем пожарном автомобиле и сфотографироваться со смелыми, отважными людьми.



Когда идет смертельный бой с огнем,

Нет выходных, и отдых не положен,

Работу эту мы порой клянем,

Но без нее и дня прожить не можем.

И пусть встают рассветы в тишине,

И пусть тревоги всюду отменили.

Мы на войне с тобой, мы на войне,

Где никогда не будет перемирий.

(Л. Дербенев)




Наземный пожарный гидрант из коллекции ростовского «Водоканала».В 1738 году полностью сгорела станица Цимлянская.

В 1738 году от нападения татар сгорела станица Быстрянская.

В 1745 году выгорела станица Каменская.

В 1782 году сгорели станицы Вешенская и Сиротинская.

В 1798 году почти полностью выгорела станица Пятизбянская.

В 1827 году сгорела большая часть станицы Луганской.

В 1834 году пожаром истреблена половина станицы Голубинской.

В 1855 году выгорела почти вся станица Михайловская…

В старом Ростове один из самых крупных пожаров (1911 год) случился в комфортабельной гостинице «Гран-Отель» на углу Большой Садовой и Таганрогского (Буденновского) проспекта. Пожар оставил от здания одни руины.

Разрушительные последствия имел пожар, который случился зимой 1913 года на ростовских складах Русского общества пароходства и торговли – там взорвались около 140 баллонов с жидкой углекислотой. В следующем году на границе между Ростовом и Нахичеванью в Александровском саду сгорели все крупные постройки, включая театр.

В годы гражданской войны в Ростове сгорели 4 мельницы, лесопильный завод, склады на Береговой, мыловаренный завод, цирк, Асмоловский театр и многие другие объекты.

В результате пожара в военном госпитале 27 декабря 1919 года погибли более 150 больных.

21 января 1921 года в результате поджога выгорело одно из лучших зданий города – гостиница «Дон».



– В буржуазных странах кишка пожарного направляется в демонстрации рабочих. Но настанет момент, когда красный пожарный направит свою струю в капитализм. Красные пожарные сумеют орудовать не только кишкой, но и винтовкой, которая будет вручена им советской властью! Да здравствуют красные пожарные! Ура!



(Из выступления 10 ноября 1923 года 
на празднике Ростово-Нахичеванской 
пожарной команды)




XVII и XVIII века были «огненными» для донского края. Пожары стали страшным бедствием для станиц – там постройки крылись обычно камышом и соломой. Только Черкасск выгорал шесть раз. В 1643 году турки сожгли Монастырский городок. В 1708 году по приказу Петра I были сожжены казачьи городки на Верхнем Дону – там бунтовали сторонники Кондратия Булавина. «Самосжигались» и сжигались повсеместно ревнители старой веры – раскольники. В 1744 году в Черкасске от крупного пожара взорвался пороховой погреб, устроенный под храмом. Сгорели драгоценный иконостас и часть библиотеки, церковная утварь, расплавился престол главного алтаря, сгорел войсковой архив. Погибли все войсковые регалии. Этот пожар уничтожил практически весь Черкасск. Возгорание началось от костра, оставленного во дворе казачки Варвары Леонтьевой. Следствие определило главного виновника – наказного атамана Романа Емельянова, который слабо смотрел за состоянием пожарного дела.