С каждым годом все популярнее становится проведение разнообразных социологических опросов в Интернете. Кажется, что это самый простой и быстрый способ узнать мнение людей и, опираясь на него, сделать выводы, что лучше для общества, а что – хуже. Так ли это на самом деле?

Коллаж Алексея Захарова

В январе нынешнего года, когда общественность Ростова была обеспокоена судьбой мозаичных панно в подземных переходах, руководство города в Интернете представило на суд горожан несколько проектов реконструкции переходов с тем, чтобы жители донской столицы сами выбрали цвет панелей. Голосование проходило на странице администрации Ростова в соцсети. Большинством голосов: 129 из 275 участвующих в опросе – были выбраны светлые панели. Результат заинтересовал. Дело не в цвете панелей, выбирать цвет – дело художников, в конце концов. Дело – в числе участников голосования города-миллионника. 

Мы произвели несложный подсчет. В Ростове-на-Дону проживают 1 114 806 человек (официальные данные за 2015 год). В голосовании приняли участие менее 300 человек. Это составляет 0,026 % от числа жителей города... И это – «глас народа»?!

Прокомментировать ситуацию мы попросили директора по коммуникационным связям ОАО ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) Алексея ФИРСОВА:

– Доверять можно только тем опросам, которые проводят профессиональные социологи, применяющие современные методики. В опросе должны участвовать разные группы населения – по возрасту, профессии, полу, доходу, уровню образования. Именно таким образом делается выборка. Причем в выборку должны попадать и разные типы населенных пунктов – от города-миллионника до села. Если же опрос проводят непрофессионалы, то его результаты вряд ли можно считать достоверными. Бывает, что вопросы, обращенные к гражданам, носят манипулятивный характер, поскольку организаторы опроса предполагают какой-то определенный результат. Это бывает видно по формулировке вопроса.

Проведение опроса предполагает выполнение очень многих профессиональных процедур, отработанных практикой. Их несоблюдение или игнорирование приводит к недостоверности собранной информации, на основе которой делаются аналитические выводы. Публикация такого рода опросов, с одной стороны, вводит людей в заблуждение, с другой, – к сожалению, снижает уровень доверия к опросам в целом.

– Сегодня муниципалитеты часто вывешивают на своих сайтах опросники, призванные дать оценку работы чиновников. Насколько такие опросы репрезентативны?

– Если вопросы вывешиваются на сайте муниципалитета, то ясно: речь не идет о реальном общественном мнении жителей этой территории. Очевидно, что в опросе будут участвовать лишь те граждане, которые заходят на сайт администрации. А это – определенная и очень узкая группа населения, как правило, те, у кого есть жалобы и проблемы, которые они надеются решить с помощью чиновников. Ясно, что эта группа людей не отражает в целом позиции населения муниципального образования – города, поселка. Потому такой опрос не может считаться репрезентативным. Следовательно, принимать его результаты за отражение мнения граждан этой территории будет неверно.

– Осенью – выборы, и очевидно, что к этому времени появится множество опросов. Можно ли доверять их результатам?

– Довольно давно сложилась практика, когда различные политические партии используют социологические опросы, чтобы повлиять на позицию избирателей. Особенно популярно проведение опросов в регионах. Однако часто бывает непонятно, что за организация их проводила. Даже когда название ее звучит достаточно убедительно, чаще всего оказывается, что это некие «карманные» организации, которые призваны сформировать общественное мнение в преддверии выборов в пользу той или иной партии. Доверять можно лишь тем опросам, которые проводят состоявшиеся социологические службы с большим опытом работы, использующие современные технологии, имеющие собственные бренды. Желательно, чтобы это были федеральные службы, поскольку у них меньше зависимость от региональных властей и местных спонсоров. Среди таких можно назвать ФОМ (фонд «Общественное мнение»), ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), «Левада-центр». В этих службах работают специалисты в области социологии, политологии, экономики, психологии, маркетинговых исследований, организации массовых опросов и обработки данных. У них свои наработанные методики, своя школа, международное признание. Кстати, по базовым опросам их результаты по большей части совпадают.

В ряде регионов – к сожалению, далеко не во всех – есть и свои социологические структуры, которые заслуживают доверия. В Ростове-на-Дону успешно работает филиал ВЦИОМ по Южному федеральному округу, исследования которого проводятся в рамках единых профессиональных стандартов и требований, выработанных социологическим сообществом. Что важно: их результаты можно сопоставить с результатами наших федеральных исследований.