Ростовские активисты общественной организации «Хрюши против» отправились защищать донских потребителей от некачественных продуктов в магазине. На этот раз в «очистительный рейд» пошли и журналисты «НВ»
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Отправляемся в гипермаркет «НАШ» в ТЦ «Рио».
Начинают проверку, к нашему немалому удивлению, в алкогольном отделе: вы вообще знали, что некоторые шампанские вина имеют срок годности от года до пяти лет?! «Сейчас выявляем массовую просрочку таких товаров, поэтому во время рейда смотрим их в первую очередь, – поясняет волонтер Ростовского отделения межрегиональной общественной организации «Хрюши против» Валерий ЦАРЕВ.
Отмечаем: до окончания срока годности некоторых шампанских вин осталось около месяца, а пара бутылок станет негодной через неделю.
Одна из самых обидных находок – дорогущие конфеты: стоили небольшие красивые коробочки почти тысячу рублей, а вот срок годности у них истек еще в середине января.
На стеллаже с разнообразными пакетами конфет российских производителей нашли и несколько упаковок просроченных карамелек. Сотрудник этого отдела явно удручена. По ее словам, накануне лично тщательно перебирала весь ассортимент: «Видимо, не доглядела», – разводит она руками.
Ребята обращают ее внимание: на некоторых тоже недешевых товарах срок годности заканчивается как раз накануне 8 Марта.
На что обращать внимание?
По словам волонтеров, чаще всего в Ростовской области обнаруживаются просроченные яйца, сливочное масло и майонез. Сейчас – «сезон» круп и кофе. Попутно массово выявляются нарушения хранения фруктов и овощей. Всегда во время таких рейдов «хрюши» обращают внимание на молочную и мясную продукцию: кроме просрочки, иногда выявляют переклеивание этикеток с датой. «Обратите внимание: на таких этикетках есть только время упаковки товара, – акцентируют они. – А по закону должны быть указаны три даты: изготовления, упаковки и окончания срока годности». Такая же претензия и к кулинарной продукции торговой сети – салатам и мясным полуфабрикатам.
...В какой-то момент и мы, журналисты, увлекаемся и подключаемся к проверке. Вклад в дело «очистительного рейда» от «Нашего времени»: найдены просроченные почти на месяц бутылки пива. На упаковке средства для очистки плиты стерта маркировка, хотя при пристальном рассмотрении обнаруживались цифры 2013. Уже по пути к кассам я наугад взяла коробку с дорогим детским кремом – срок годности истек пару месяцев назад…
В итоге набралась тележка просроченной продукции: алкогольные напитки, сладкая негазированная вода, бытовая химия и конфеты. В последний момент нашли просроченные сардельки и несколько кусков колбасы с магазинной этикеткой – «упаковано 22.02» и остатками заводской – «годен до 17.02». Сколько же дней этой колбасе?
Нашли просрочку – что дальше?
С активистами федеральной сети «Хрюши против» в других городах у инспекторов Роспотребнадзора уже налажен тесный контакт: по результатам рейда волонтеров следует внеплановая проверка надзорных органов для закрепления урока. В Ростове «хрюши» пока ждут ответа на отправленный госконтролерам отчет о своей работе. Впрочем, оперативно на такие выходы реагируют сами магазины: проверенный в конце прошлого года «Ассорти» ввел акцию по обмену просроченной продукции на свежую бесплатно. Вроде как планировали бессрочную, но продержались всего три недели…
По окончании акции вся собранная волонтерами продукция представляется руководству магазина. Когда подвезли тележку с просрочкой к дежурному администратору гипермаркета и потребовали утилизировать эти товары, получили отказ. «Для этого нужно создавать специальную комиссию во главе с начальником отдела, а его сейчас нет на месте, – пояснили активистам. – Передайте эти товары нам, завтра мы их уничтожим». Такой вариант волонтеров не устраивает: уже был печальный опыт повторного обнаружения таких товаров на полках магазина на следующий день. Поэтому поступаем по-иному: ребята приобретают все свои находки, получают чек, а после требуют возврата денег. А перед этим упаковки приводят в нетоварный вид: вскрывают или царапают этикетки, попутно комментируя свои действия скопившимся зрителям из числа покупателей. Те начинают перебирать свои пакеты и сверять сроки годности только что приобретенных товаров.
После этого деньги за покупки – почти 8 тысяч рублей – волонтерам возвращают без возражений. «Для гипермаркета это небольшая сумма, в прошлые разы «улов» даже одиночных рейдов был покрупнее, – поясняют ребята. – Хочется верить, что магазин действительно уже «переболел». И хотя, судя по некоторым оговоркам сотрудников магазина, на это раз «хрюш» здесь заранее ждали, ростовчане не особенно расстроены этим фактом: цель их акции вовсе не в количестве набранного в «штрафную тележку» товара.
Видеорепортаж Владимира Апарина