
В апреле 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения дважды Героя Социалистического Труда Леонида Васильевича Смирнова, выпускника Новочеркасского политехнического института, создавшего советскую ракетно-ядерную оборону. Это был один из самых секретных руководителей Советского Союза, за информацию о деятельности которого американское ЦРУ предлагало вознаграждение в миллион долларов.
Электромонтер Леша Смирнов из Нахичевани-на-Дону
Л. Смирнов родился 3 (16) апреля 1916 года в городе Кузнецке ныне Пензенской области в семье рабочего.
Из-за трудного семейного положения в середине 20-х годов мать вместе с сыном переехала в город Нахичевань-на-Дону, где обосновался один из ее родственников.
В Нахичевани Леша окончил неполную среднюю школу, с 1930 года учился в школе фабрично-заводского обучения городской электросети Ростова-на-Дону. После ее окончания работал в городской электросети электромонтером. В 1933 году поступил на энергетический факультет Новочеркасского индустриального института, в наше время ставшего Южно-Российским государственным техническим университетом – ЮРГТУ (НПИ).
Надо было кормить семью, и Леонид Смирнов в 1934 году перевелся на вечернее отделение. Одновременно с учебой работал дежурным электромонтером Новочеркасской городской электросети. С 1936 года – инспектором по электронадзору Новочеркасского отделения Ростовского областного электросбыта, с 1937 года – дежурным инженером Новочеркасской городской электросети.
Своим жизненным учителем Леонид Васильевич Смирнов считал заведующего кафедрой электрооборудования промышленных предприятий института доцента Михаила Владимировича Пальшау, активного участника воплощения в жизнь плана ГОЭРЛО.
Пальшау сразу же заприметил студента Смирнова. Михаилу Владимировичу были нужны студенты с организаторскими способностями, ведь надо было создать лабораторную базу кафедры. Для ее организации в 1935 году было выделено специальное помещение в энергетическом корпусе института. Но где взять электрооборудование для кафедры? Закупить его за границей? Денег на это не было отпущено. Используя свои старые знакомства на прежних местах работы, Михаил Владимирович стал приобретать для кафедры электрические машины, измерительные приборы. Ему помогал в этом Леша Смирнов. Выезжал в Подмосковье, на Урал, на Северный Кавказ…
Пальшау учил Лешу Смирнова при выполнении работ быть по-немецки скрупулезно точным и педантичным, не повышать голос при разговоре с подчиненными, требовать от них максимальной отдачи и при этом не забывать об их нуждах. Эти «немецкие» качества учителя пригодились Смирнову, когда он стал государственным деятелем.
М.В. Пальшау читал лекции по основным специальным электротехническим дисциплинам, руководил курсовым и дипломным проектами.
За период с 1934 по 1938 год кафедра выпустила 328 молодых специалистов.
Инженер-энергетик Смирнов
В 1939 году Смирнов окончил энергетический факультет и был распределен на Новочеркасский завод горно-шахтного оборудования. Работал заместителем начальника цеха электроснабжения и теплоснабжения завода. Вырос до начальника цеха. Кроме мирной продукции, завод выпускал и военную технику. С началом Великой Отечественной войны завод полностью перешел на выпуск военной продукции.
В 1942 году в связи с приближением немецко-фашистских войск Новочеркасский завод горно-шахтного оборудования был эвакуирован на Урал, в город Воткинск Удмуртской АССР. Там новочеркасцы объединились с воткинцами и стали артиллеристами. Смирнов и здесь проявил недюжинную энергию. Вначале был заместителем главного энергетика, затем - начальником теплоэлектроцентрали и впоследствии главным энергетиком артиллерийского завода.
Сам главком оборонной промышленности Д.Ф. Устинов прилетал в Воткинск контролировать работу артиллеристов. Фронтам позарез были нужны артиллерийские стволы. Дмитрий Федорович обратил внимание на Смирнова. Леонид обеспечил завод и город энергией «по уши». За доблестный труд в годы войны Леонид Васильевич был награжден своим первым орденом. Работал в Воткинске до 1948 года.
В том же году Устинов направил Смирнова как подающего надежды организатора на учебу в Промышленную академию Министерства вооружения СССР. Весь дальнейший жизненный путь Л.В. Смирнова был связан с оборонной промышленностью и с личностью Д.Ф. Устинова. Он навсегда вошел в его команду.
В 1949 году Устинов направил Смирнова в Центральный научно-исследовательский институт № 173 Министерства вооружения СССР (Москва) (в настоящее время Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики). Институт был на грани гибели. Новый директор вывел институт из прорыва.
Крупнейший в мире «завод Смирнова»
С 1951 года Смирнов – начальник Главного управления ракетно-космической техники Министерства вооружения СССР. В 1952 году был назначен директором крупнейшего в стране государственного союзного серийного ракетостроительного завода № 586.
Здесь судьба свела трех легендарных людей. Директором был Л.В. Смирнов, начальником производства этого ракетостроительного завода был уроженец станицы Цимлянской А.М. Макаров – выпускник Ростовского института железнодорожного транспорта. Они организовали на заводе серийное производство первых ракет разработки ОКБ-1 С.П. Королева.
Первые шаги освоения ракеты Р-1, а затем и Р-2 были настолько трудными, что С.П. Королев месяцами находился на заводе. Тогда-то и завязались товарищеские отношения между тремя корифеями. Не было таких отношений у Королева только с главным конструктором Янгелем, имевшим собственные взгляды на применение ракет для обороны страны.
Смирнов принимал новые ракетные разработки Королева. Макаров обеспечивал их воплощение в серийном производстве. Были серийно изготовлены ракеты Р-2 (максимальная дальность стрельбы - 550 километров) и Р-5 (максимальная дальность стрельбы - 1200 километров).
Это была настоящая победа завода № 586. Ракета Р-5 стала самой массовой ракетой в вооруженных силах страны. В июле 1959 года завод посетил глава государства Н.С. Хрущев. Он вручил заводу орден Ленина. Директор завода Л.В. Смирнов и главный конструктор М.К. Янгель стали Героями Социалистического Труда. Александру Максимовичу Макарову был вручен орден Ленина. 500 конструкторов и производственников были награждены орденами и медалями.
Л.В. Смирнов показал Н.С. Хрущеву основные производственные цеха. Они ошеломили Никиту Сергеевича. С тех пор он стал называть завод № 586 не по его номеру, а просто - «завод Смирнова».
Государственный деятель, изменивший мир
Дальнейшая карьера Леонида Васильевича впечатляет.
1961–1963 годы – председатель Государственного комитета Совета министров СССР по оборонной технике – министр СССР
1963–1985 годы – заместитель председателя Совета министров СССР по оборонным отраслям промышленности, председатель Военно-промышленной комиссии Совмина СССР.
Государственная военно- промышленная комиссия была руководящим органом всего советского военно-промышленного гигантского хозяйства. Смирнову подчинялись министерства атомной, авиационной, ракетно-космической, судостроительной, радиотехнической, электронной, оборонной промышленности, тяжелого и легкого машиностроения, промышленности, средств связи, железнодорожного и сельского хозяйства.
При чем здесь сельское хозяйство? Оно не только кормило армию, но и изготовляло из сельхозпродуктов взрывчатые вещества.
Л.В. Смирнов определял, направлял и контролировал в стране деятельность по созданию самых мощных в мире стратегических и тактических ракетных комплексов, военных космических аппаратов, атомного, ядерного и космического оружия, атомных подводных лодок и надводных кораблей, новейших истребителей, бомбардировщиков, вертолетов, танков, стрелкового оружия, мин, снарядов…
От его целеустремленности, дальновидности, организаторских способностей зависела успешная деятельность более чем десяти миллионов сотрудников министерств, 75 ведомств, управлений, ОКБ, НИИ, заводов, воинских подразделений, полигонов, космодромов.
Его деятельность особо влияла на международную политику. В перестроечное время журналисты «Известий» спросили у пенсионера Леонида Смирнова: «Какие наиболее значительные итоги Вашей деятельности?».
Ответ был кратким: «Основным итогом деятельности моей и руководимых мною многочисленных организаций было решение администрации США вступить в переговоры с руководством СССР об ограничении стратегических вооружений».
Прибывшие в 1972 году в Москву президент США Ричард Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер поставили свои подписи под соглашением ОСВ-1 и Договором о противоракетной обороне (ПРО). После этого мир изменился. Холодная война пошла на спад.
Американцев образумила созданная в ОКБ-586 (ныне КБ «Южное») под руководством главного конструктора дважды Героя Социалистического Труда, академика М.К. Янгеля и изготовленная на заводе № 586 стратегическая ракета. О такой ракете американцы даже не мечтали. Ее дальность превосходила сорок тысяч километров. Речь идет о так называемой орбитальной ракете. Ее третья ступень с ядерной боевой частью выводилась на орбиту и, обогнув земной шар, пикировала с орбиты на цель, зайдя с противоположной стороны. Контролировал создание этой разработки лично Л.В. Смирнов.
В ее разработке и испытаниях на Байконуре участвовали и мы, выпускники НПИ.
Когда Л.В. Смирнов подписал представление в правительство о принятии орбитальной ракеты 8К69 на вооружение советских ракетных войск, у американцев волосы встали дыбом! Ведь их широко разрекламированная система противоракетной обороны на Аляске и в Канаде превратилась в ненужный хлам. Она была рассчитана на уничтожение советских ракет, летящих через Северный полюс. Теперь же наши ракеты могли уничтожить американские объекты, заходя с Южного.
Л.В. Смирнов был председателем государственной комиссии, осуществлявшей запуск космонавтов. Космонавт номер два Герман Степанович Титов рассказывал автору этих строк, что его космическое задание было утверждено лично Л.В. Смирновым. Тогда разгорелись споры о сути задания – повторить полет Гагарина в 108 минут вокруг земного шара или идти вперед на многовитковый полет вокруг него? Лично Леонид Васильевич определил: для страны необходимо только движение вперед!
С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полет продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг нашей планеты, пролетев более 700 тысяч километров.
Второй «Золотой Звездой» Героя Социалистического Труда Л.В. Смирнов был удостоен в начале восьмидесятых годов за комплекс новых видов вооружения, в том числе за ракетные поезда. Оснащенные ядерными ракетами, они могли остановиться в любой точке своего тысячекилометрового маршрута, чтобы ракета поразила за тысячи километров вражескую цель. Вероятный противник не мог определить точку старта наших ракет и заранее уничтожить их.
Жаль, что в Ростове-на-Дону и в Новочеркасске нет даже мемориальных досок, посвященных Л.В. Смирнову, не говоря уже о памятнике ему.

