Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области был проведен анализ актуальных вопросов в сфере адвокатуры

- Кто может приобрести статус адвоката?

- В соответствии со ст. 9 Федерального Закона  от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон) статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Законом.

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.

- Какие документы нужны для сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката?

- В соответствии со ст. 10 Закона лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.

Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.

Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.

После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.

Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суде.

- Как проходит квалификационный экзамен?

- В соответствии с п. 2 и 3 ст. 11 Закона квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.

Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.

- Что означает «присяга адвоката»?

- Согласно ст. 13 Закона в порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

Именно со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

- Как ведется региональный реестр адвокатов и какие сведения в нем содержатся?

- В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - реестр) ведет территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации (далее - территориальный орган).

В соответствии с п. 3 Порядка ведения реестра адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России № 85 от 23.04.2005, реестр адвокатов ведется на бумажном носителе и в электронном виде. Информация, содержащаяся в реестре на бумажном носителе, соответствует информации в реестре на электронном носителе. При несоответствии между записями на бумажном носителе и в электронном виде приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Ведение реестра осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.

Реестр содержит следующие сведения:

1) наименование субъекта Российской Федерации;

2) регистрационный номер адвоката;

3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката;

- о присвоении статуса адвоката:

реквизиты решения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия адвокатской палаты) о присвоении статуса адвоката или решения совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - совет адвокатской палаты) о приеме адвоката в члены адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - адвокатская палата) в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате;

реквизиты распоряжения территориального органа о внесении сведений об адвокате в реестр;

- о приостановлении статуса адвоката:

реквизиты решения совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката;

реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр сведений о приостановлении статуса адвоката;

- о возобновлении статуса адвоката:

реквизиты решения совета адвокатской палаты о возобновлении статуса адвоката;

реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр сведений о возобновлении статуса адвоката;

- о прекращении статуса адвоката:

реквизиты решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката;

реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр сведений о прекращении статуса адвоката;
- о восстановлении статуса адвоката на основании решения суда:

реквизиты решения совета адвокатской палаты о восстановлении статуса адвоката на основании судебного решения;

реквизиты распоряжения территориального органа о восстановлении статуса адвоката на основании судебного решения;

- об исключении сведений об адвокате из реестра:

реквизиты уведомления совета адвокатской палаты;

реквизиты распоряжения территориального органа об исключении сведений об адвокате из реестра;

- о внесении изменений:

содержание изменений;

реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр изменений.

- На каких основаниях выдается удостоверение адвоката?

- Согласно Порядку удостоверение выдается адвокату в следующих случаях:

присвоения статуса адвоката;

приема в члены адвокатской палаты в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате;

восстановления статуса адвоката на основании решения суда;

изменения фамилии, имени и (или) отчества (последнее - при наличии) адвоката;

взамен утраченного или испорченного.

Форма удостоверения адвоката утверждается Министерством юстиции Российской Федерации (пункт 2 статьи 15 Федерального закона).

Удостоверение выдается без ограничения срока. Удостоверение выдается адвокату либо его уполномоченному представителю на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для получения удостоверения адвокат предъявляет специалисту документ, удостоверяющий личность, а уполномоченный представитель - документ, удостоверяющий личность, и доверенность.

- Что делать в случае утраты или порчи удостоверения адвоката?

- В случае утраты или порчи удостоверения в соответствии с п. 58 Порядка адвокату необходимо подать заявление в территориальный орган Министерства юстиции, содержащее следующие сведения:

1) наименование территориального органа;

2) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката;

3) регистрационный номер адвоката в реестре;

4) адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания адвоката;

5) контактный телефон, факс и адрес электронной почты (указываются при наличии таких сведений);

6) обстоятельства утраты или порчи удостоверения (при порче удостоверения указывается ее характер (признаки).

Удостоверение, представленное адвокатом в случае его порчи, должно содержать признаки повреждения (выгорание, размывание текста, механические повреждения, нечитаемый текст).

Для выдачи удостоверения взамен утраченного или испорченного в территориальный орган адвокатом представляются:

заявление о выдаче удостоверения взамен утраченного или испорченного;

копия документа, подтверждающего обращение адвоката по факту утраты удостоверения в правоохранительные органы (в случае утраты удостоверения в результате противоправных действий третьих лиц);

удостоверение (в случае его порчи);

фотография адвоката, соответствующая требованиям, установленным пунктом 24 Порядка. (3 х 3,5, без светлого угла, на матовой тонкой фотобумаге)

Заявление о выдаче удостоверения взамен утраченного или испорченного представляется в подлинном экземпляре и подписывается лично адвокатом.

- В каких случаях адвокат обязан сдать удостоверение адвоката?

- В соответствии с п. 59 Порядка лицо, статус адвоката которого прекращен или приостановлен, после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты обязано сдать свое удостоверение в территориальный орган, который выдал данное удостоверение.

Адвокат, в случае изменения им членства в адвокатской палате, обязан сдать свое удостоверение в территориальный орган, который выдал данное удостоверение.


К.Ю. Жупан,
главный специалист-эксперт отдела по вопросам адвокатуры, нотариата,
государственной регистрации актов  гражданского состояния и проставления апостиля
Главного управления  Минюста России  по Ростовской области