Перед вами – первый совместный выпуск, подготовленный нашей газетой 
и Советом муниципальных образований Ростовской области. 
Что может изменить власть на местах? Какие проблемы приходится решать каждый день и как это удается? Достижения и неудачи, задачки без готового ответа и пусть маленькие, но победы есть и в небольших городах, и в станицах, и в районных центрах, и в более крупных городах. Мы хотим, чтобы в нашем выпуске можно было обсудить то, что волнует представителей местного самоуправления, чтобы здесь делились опытом и учились на чужих ошибках. Голоса с мест должны быть услышаны. Впрочем, как и критика со стороны тех, кто наделил властью ее нынешних представителей. 
Надеемся на вашу помощь в подготовке выпусков.  
Наши контакты: 8-918-592-31-24, nnarseeva@mail.ru с пометкой «самоуправление».


Сломать стереотипы

Евгений Луганцев, председатель собрания депутатов – глава Октябрьского района, председатель совета Ассоциации муниципальных образований Ростовской области: 

– О проблемах местного самоуправления надо говорить открыто, их нельзя замалчивать.  Можно, конечно, во всех бедах муниципалитетов винить тех, кто сидит наверху и принимает решения, но от этого проблем меньше не станет. Потому главам городов и районов, сельских поселений надо обсуждать наболевшее: что нам сегодня мешает исполнять свои полномочия, двигаться вперед? 
В первую очередь – дисбаланс между объёмами полномочий муниципалитетов и их финансовыми возможностями. Пополнять бюджет зачастую не позволяет меняющееся налоговое законодательство: ежегодно уменьшается доля от налога на доходы физических лиц, остающаяся в распоряжении муниципалитетов. А это – основной источник доходов местных бюджетов. Стали полностью изыматься доходы от налога на имущество организаций. У муниципалитетов какая теперь заинтересованность в создании новых рабочих мест, строительстве и вводе в эксплуатацию новых объектов – основных фондов, росте заработной платы? С 1 января нынешнего года отменен норматив отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Лишили вышестоящие власти сельские поселения возможности пополнять свою казну за счёт продажи земельных участков. Интересная ситуация: формирование участков и конкурсы проводятся за счёт местных бюджетов, а деньги от продажи земли идут в бюджет района. Надо об этом говорить? Надо. Само собой ничего не изменится…
Очень много говорим о коррупции: бывают ситуации, когда руководитель «без вины виноват». 
Чиновник стоит перед выбором: или закон соблюсти, или дело сделать. К примеру, средства бюджетные на строительство объекта пришли в конце года, освоить их нет возможности. Не освоить – уйдут назад в областной или федеральный бюджет, важный социальный объект останется недостроенным, пропадет и то, что уже сделано. Такие ситуации и порождают приемку незавершенных объектов, а – как следствие – уголовные дела против тех, кто свою подпись на документе поставил. Да, чиновник виновен, но ведь и обстоятельства надо учитывать! И, возможно, что-то менять. На одном из совещаний в кулуарах несколько глав районов целую дискуссию устроили на эту тему. А почему не сформулировать свое видение проблемы? Есть комитет по борьбе с коррупцией при губернаторе области, где предложения можно рассмотреть при участии разных ведомств.
А сколько в кулуарах идет бурных обсуждений по недобросовестным подрядчикам, выигрывающим тендеры и не сдающим объекты в срок? Не говоря уже о том, что качество работы не выдерживает критики, а доводить школы и детские сады «до ума» приходится через суды. Получается, что гробятся бюджетные средства, которые с таким трудом зарабатываются. И разве такое сообщество, как главы муниципальных образований, не может найти решения проблемы и выдвинуть законодательную инициативу, чтобы исправить ситуацию? 
В этом году нам предстоят выборы депутатов сельских поселений. А требования теперь к ним таковы, что сформировать депутатский поселенческий корпус будет сложно. Что будем делать? Занимать соглашательскую позицию? Гораздо продуктивнее сломать стереотипы, которые диктуют: мол, сверху виднее, и заявлять о том, что и как мы видим снизу – из гущи жизни.

В общем, тем для обсуждений у нас много. Надеюсь, что наш выпуск в газете «Наше время» станет той самой дискуссионной площадкой, где в спорах для пользы дела родится истина.


Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя Российской Федерации, форма осуществления народом своей власти, решения вопросов в интересах населения и с учетом исторических и иных местных традиций. 


Для открытого обсуждения проблем местного самоуправления в 1998 году на Дону была создана ассоциация муниципальных образований. Ставилась задача: аккумулировать опыт работы сельских, городских поселений, выявлять болевые точки, обобщать и поднимать проблемы на всех уровнях власти. С первого дня возглавлял ассоциацию Михаил Чернышев – ныне - заместитель губернатора Ростовской области, в то время глава администрации города Ростова-на-Дону. В 2013 году председателем Совета ассоциации был избран глава Октябрьского района Евгений Луганцев. В 2016 году он переизбран на новый срок. 



Что найдем, что – потеряем

Член правления СМОРО, глава Быстрогорского сельского поселения Тацинского района Светлана Кутенко:

– Большая проблема для муниципалитетов – формирование поселенческого депутатского корпуса. Понятно, что главный критерий – какую пользу депутат способен принести людям, поселению. Понятно, что для человека общественная нагрузка – это хлопоты, заботы, беспокойство и – никакой материальной заинтересованности. Но большинство наших людей эта позиция никогда не смущала. Все они – активные, заинтересованные в том, чтобы жизнь и свою, и соседей сделать лучше.

Но вот Госдума – в целях борьбы с коррупцией – приняла закон о декларировании доходов депутатов всех уровней вплоть до сельских и городских поселений (это маленькие территории, их численность составляет одну-две, три-пять тысяч жителей). Независимо от того, работают они на постоянной или непостоянной основе, депутаты ежегодно должны декларировать данные о своих доходах и расходах и обязательствах имущественного характера. Не сделал это вовремя – лишаешься мандата и досрочно прекращаются твои полномочия. По закону, лишать мандатов из-за нарушения сроков подачи декларации смогут без выяснения причин. Кроме того, все депутаты обязаны информировать специальные комиссии о конфликте интересов.

Депутаты Государственной думы и часть депутатов Законодательного собрания области исполняют депутатские полномочия на постоянной основе, они получают за это заработную плату. И ни у кого не вызывает сомнения факт, что декларировать доходы они обязаны. Но – депутат сельского поселения?! Никаких привилегий, никаких льгот, вознаграждений не имеет. Пенсионер, учитель, продавец, завскладом, предприниматель, фермер – вот кто идет в депутаты. Это люди с высочайшей степенью ответственности за общее дело. Они очень справедливо доносят и отстаивают позицию ныне действующей власти, если она права. Если нет, то они задают реальные и справедливые вопросы, создают общественное мнение, к которому власть должна прислушиваться. 

Но для чего этим людям заполнять декларации? Приведу разговор с депутатом-учителем, которая спокойно объяснила свою позицию: если государство мне, фактически депутату-общественнику, не доверяет, то зачем мне его полномочия?  Я без них проживу спокойно. Есть и депутаты-предприниматели, которые по закону отчитываются в налоговую инспекцию, сдают декларацию о доходах. Но они не хотят, чтобы их декларации распечатывались на сайте, афишировалась и становились предметом всеобщего обсуждения. Один депутат-пенсионер – не руководитель, не предприниматель, не имеет никаких побочных доходов, но заявляет: «Я не хочу, чтобы моя декларация, мои доходы висели на сайте и все их обсуждали». Это его позиция.  Уйдет он, уйдет учительница, уйдут предприниматели, фермеры, руководители частных фирм. Это те люди, которые к коррупции не имеют априори никакого отношения. Кто придет? Все возможные кандидатуры у нас наперечет – ответ известен: придут крикуны. На волне популизма, разумеется, найдутся те, кто заполнит декларацию, мол, смотрите, мы ничего в этой стране не заработали. Кому от этого лучше станет? Территории? Людям, на ней живущим? Уже сейчас могу представить, как начнется на местах разлад. Ведь адекватные люди, которые сегодня составляют поселенческий депутатский корпус, никакими рычагами реальной власти не располагали. У них был один рычаг – сила их убеждения, которой они могли организовать людей, где-то попросить набраться терпения, понять власть, которая далеко не всесильна. С кем останутся главы сельских поселений? С теми, кто раскачивает лодку стабильности? 


НА ВОПРОС, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБЯЗАННОСТИ ЗАПОЛНЯТЬ ДЕКЛАРАЦИИ, ОТВЕЧАЮТ ДЕПУТАТЫ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, РАБОТАЮЩИЕ НА БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ.

Светлана Николаевна, медик на пенсии:

– Декларацию заполнять не буду, значит, автоматически с 1 апреля буду лишена полномочий. Знаете, по мне это будет смех сквозь слезы. В депутаты пошла потому, что мы с мужем оба – люди неравнодушные, никогда не была в стороне от жизни нашего хутора, в котором всю жизнь проработала. Накоплений у нас никаких нет, живем скромно, но открыто. Почему не хочу свою пенсию на общий обзор выставлять? Да в нашем маленьком хуторе есть люди, которые тоже всю жизнь проработали, кто-то на тяжелой физической работе, а еще скромнее живут. Зачем нас – пенсионеров – противопоставлять друг другу? Люди ведь разные, кто-то в сердцах и пенсией попрекнуть может.

Людмила Викторовна, учитель.

– У меня муж работает на таможне, так что я уже привыкла к этой процедуре. Да и с тем, что о моих доходах узнает каждый, кому это будет интересно, уже смирилась, в век информационных технологий мы все как на ладони.

Александр Иванович, предприниматель.

– Я исправно отчитываюсь по налогам, заполняю декларацию, помогаю поселению – за свои средства отсыпал дорогу, без вопросов выделяю транспорт на все субботники по благоустройству, вывозу мусора. Но почему мои доходы должны все видеть? Чем обязан, извините?


Из самых активных

По результатам мониторинга, проводимого Общероссийским конгрессом муниципальных образований, Совет муниципальных образований Ростовской области входит в число самых активных региональных советов. 

Сегодня конгресс объединяет советы муниципальных образований всех регионов России и 5 крупнейших межмуниципальных образований. В ноябре прошлого года к нему присоединились советы муниципальных образований Севастополя, Крыма и Карелии, а на днях о своем решении вступить в Общероссийский конгресс муниципальных образований заявил Союз городов Центра и Северо-Запада России. Конгресс за последнее время стал реальной силой, способной отстаивать интересы муниципалов. К такому мощному союзу нельзя не прислушаться. Совет муниципальных образований Ростовской области регулярно направляет в конгресс свои предложения по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении. И определённые успехи в законодательной сфере есть. 

– В прошлом году вместе с Минюстом мы добились принятия поправок в Административный кодекс – ФЗ № 288, – говорит президент конгресса Виктор Кидяев. – Теперь главы будут отвечать только за свои действия в рамках утверждённого бюджета. Решена и еще одна задача. Известно, что ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не даёт права главам и депутатам входить в органы управления хозяйствующих субъектов. Строго говоря, этот запрет касался и советов муниципальных образований. Но мы уточнили эту норму, и теперь ненужный запрет отменён.

Совместная работа с Минюстом, по словам Виктора Кидяева, продолжается. В самое ближайшее время будет внесён законопроект, который закрепит необходимость учета мнения регионального совета муниципальных образований при принятии в субъекте Федерации законов о делегировании или перераспределении полномочий, а также даст совету право законодательной инициативы в своём регионе.


Старейшины – в помощь

Правление Ассоциации СМОРО приняло решение о создании экспертного совета старейшин, куда войдут имеющие большой опыт практической работы бывшие главы муниципальных образований, зарекомендовавшие себя энергичной и продуктивной деятельностью.

11 сентября на Дону, как по всей стране, пройдут выборы депутатов поселений, предстоит и назначение новых глав администраций поселений. Анализ показывает, что значительная часть из ныне действующих глав поселений не смогут быть назначены на должность главы администрации по чисто формальным признакам: из-за отсутствия высшего образования или по достижению предельного возраста для муниципальной службы. Вполне возможно, что серьезно обновится состав глав сельских поселений. Аналитики прогнозируют, что из 308 глав, срок полномочий которых истечет в сентябре нынешнего года, может уйти почти половина. Придут в органы местного самоуправления новые люди. И всех нужно будет вооружить знаниями. Решать эту задачу надо при поддержке правительства области.

Но есть и такой очень мощный резерв, как опыт тех, кто успешно проработал на муниципальной службе много лет. Создание общественного или экспертного совета из числа наиболее опытных и авторитетных руководителей муниципальных образований помогло бы решить многие проблемы.

– Нам очень важен и нужен опыт этих людей, – объяснил такое решение председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» глава Октябрьского района Евгений Луганцев. – Главное, чтобы у них было желание сотрудничать с действующей властью.



Первый блин – не комом

Первое заседание научно-экспертного совета Общероссийского конгресса муниципальных образований прошло в Государственной думе. На нем рассмотрено несколько законодательных инициатив, поступивших в конгресс и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления из субъектов РФ.

Директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города Андрей Орлов отметил инициативу, направленную на поддержку малого предпринимательства. Суть проблемы в том, что в России самый длительный срок аренды земли под нестационарным торговым объектом – всего 5 лет. А потом предпринимателю вновь приходится участвовать в открытом конкурсе на общих основаниях. И если он его проиграет, то попадает в весьма щекотливую и затруднительную ситуацию. Эксперт считает, что инициативу, направленную на некое закрепление участка для добросовестных предпринимателей, следует поддержать. 

В общей сложности эксперты обсудили 9 законопроектов. В работе Совета приняли участие депутаты ГД и сотрудники аппарата Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Это гарантия того, что все предложения и мнения будут зафиксированы и учтены при дальнейшей работе над законопроектами.

Следующее заседание экспертного Совета состоится в апреле. Тема – новая концепция Кодекса об административных правонарушениях. Надо думать, что она интересна и донскому сообществу. Ждем предложений и мнений по поводу новой концепции от членов СМОРО, депутатов.


Выпуск подготовила Наталья НАРСЕЕВА при содействии дирекции СМОРО.



Особую благодарность редакция выражает заместителю председателя Ростовской городской думы, доценту кафедры муниципального права и природоохранного законодательства ЮФУ, кандидату юридических наук Татьяне ГЕОРГИЕВОЙ.