«Последние четыре года мне угрожают из «Ростовгоргаза», что отключат газ, если я в очередной раз не проведу проверку своего оборудования, – пожаловался наш читатель Сергей М. из Ростова-на-Дону. – Мастер приходит на три минуты, а счет выставляет на тысячу с лишним рублей!»
Такую ситуацию Сергей Алексеевич считает вымогательством и акцентирует: решение Верховного суда РФ от 10.12.2013 г. № 13-826 запрещает наделять исключительным правом по техобслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования только газораспределительную организацию. Он просит узнать, правы ли сотрудники «Ростовгоргаза»?
Исключительного права на такую деятельность у горгаза нет. Оказывать услуги по техническому обслуживанию газового оборудования имеет право любая организация, которая соответствует требованиям, установленным в «Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (постановление правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г.).
Это должна быть специализированная организация, имеющая аварийно-диспетчерскую службу, а также штат квалифицированных специалистов с правом работы с газовым оборудованием. Здесь и заключается проблема: в большинстве муниципалитетов этим требованиям соответствуют лишь горгазы – альтернативы в виде других фирм у жителей просто нет.
В Ростовской области право выполнять техническое обслуживание внутридомого газового оборудования (ТО ВДГО) доверено лишь несколько организациям: ОАО «Азовмежрайгаз», ОАО «Волгодонскмежрайгаз», ОАО «Новочеркасскгоргаз», ОАО «Ростовгоргаз», ОАО «Таганрогмежрайгаз», ОАО «Шахтымежрайгаз», ОАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и ОАО «Каменскгаз». Стоимость услуг по техническому обслуживанию газового оборудования регулируется региональной службой по тарифам РО. Проверить выставляемые вам счета можно на сайте РСТ РО.
…Таким образом, как фирма, оказывающая услуги по техническому обслуживанию, «Ростовгоргаз» не может принудить заключить договор на ТО ВДГО именно с ней. А вот как газораспределяющая организация, согласно тому же постановлению правительства РФ № 549, имеет все полномочия прекратить поставку газа абонентам, такого договора не имеющим.
Претензия же нашего читателя о «всего трех минутах» абсолютно обоснованна. Во время ежегодного профилактического осмотра газового оборудования специалист обязан выполнить минимум обязательных действий.
По каждому прибору газового оборудования в квартире или доме техник обязан:
– проверить состояние окраски и крепления труб газопровода;
– оценить герметичность соединений;
– при необходимости разобрать и смазать краны;
– отрегулировать процесс сжигания газа на всех режимах работы оборудования;
– очистить горелки от загрязнений.
А при осмотре отопительных котлов еще и очистить лопасти вентилятора и внутреннюю часть котла, продуть трубки и проверить надежность электрических подсоединений в блоке электроники.
Все необходимые манипуляции с газовым оборудованием подробно описаны в договоре, который заставляют ежегодно заключать как нашего читателя, так и всех остальных собственников в области. По этому же договору жители имеют право требовать выполнения всех без исключения пунктов этого перечня. А если считают, что обязательства по договору обслуживающая организация выполняет не в полном объеме – добиваться снижения платы.
У Сергея Алексеевича в доме есть и газовая колонка, и АГВ, и плита – к нему приходят ежегодно. А вот жителям квартир, оборудованных только газовой печкой, выполняющие техобслуживание специалисты нередко советуют лишь единожды заключить и оплатить такой договор. А потом «звоните в аварийку, если проблемы будут» – на следующий год таких абонентов продлением договора и не беспокоят. Такой «экономичный подход» удобен и жильцам: не нужно платить за осмотр печки каждый год, и самим мастерам ради 170-250 рублей не надо ежегодно обходить тысячи квартир на участке. Вот только к требованиям безопасности, ради которых эти обязательные договора и были придуманы, это вряд ли имеет какое-то отношение...