
Словосочетание «доступная среда» вот уже несколько лет достаточно активно употребляется на самых разных уровнях. Но многие считают, что в реальности создание условий для нормальной жизни инвалидов происходит очень медленно. В чем причина и почему не получается быстрее? Об этом наш разговор с начальником отдела по делам инвалидов министерства труда и социального развития Ростовской области Нелли Владимировной ВАРТАНЯН.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
– Нелли Владимировна, действительно, почему за пять лет сделано не так много, как хотелось бы?
– Попробую объяснить. На самом деле, к практическим мероприятиям по созданию безбарьерной среды для инвалидов мы приступили не так давно. До этого как на федеральном, так и на региональном уровнях практически с нуля создавалась законодательная база, соответствующая международным нормам. Это необходимо было сделать, так как в 2012 году Россия ратифицировала конвенцию «О правах инвалидов».
Также проведена паспортизация объектов социальной инфраструктуры. То есть оценено их состояние на предмет доступности, чтобы понимать, какой объем работ и в каком направлении предстоит сделать.
Всего обследовано 2315 зданий, находящихся в областной и муниципальной собственности.
– Но ведь есть и частные не менее социально значимые объекты-аптеки, магазины, кинотеатры, спортивные залы? Там разве не должны быть созданы условия для доступа инвалидов?
– Как записано в нашем законодательстве (областной закон от 23.11.2015 № 449-ЗС), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны создавать безбарьерную среду. Другое дело, что частный бизнес пока еще действует по каким-то своим правилам. К сожалению, органы соцзащиты не имеют полномочий проводить проверки и выписывать предписания.
– Но что же делать и как воздействовать?
– Механизм все-таки существует, и он достаточно прост. В случае, если инвалид не смог попасть в учреждение по причине отсутствия того же пандуса или подъемника, он имеет право обратиться с заявлением в прокуратуру, на которую возложена надзорная функция за соблюдением законодательства.
– Чтобы организовать и обустроить все вокруг, требуются очень большие деньги. Не всякий бюджет осилит такие затраты в одиночку…
– Вы правы. На создание доступной среды нужны огромные средства. Поэтому предусмотрен механизм софинансирования. Например, в прошлом году из федерального бюджета поступило 212 миллионов рублей на адаптацию 46 объектов областного уровня.
Деньги в рамках софинансирования выделяются с условием, что доступная среда будет создаваться не точечно, а в комплексе. Что это значит? Недостаточно построить пандус перед органом соцзащиты или медучреждением. Важно, чтобы инвалид смог еще туда добраться. Сразу встает вопрос о состоянии тротуаров, подземных переходов, общественного транспорта. Кстати, в этом году спуски в подземные переходы Ростова будут оснащены подъемниками.
– Ничего себе! Но ведь там не так давно ставили швеллеры, называемые в народе «лыжами», или рельсами. Как выяснилось, ими вообще невозможно пользоваться. Угол уклона не вписывается ни в какие нормы. Так зачем тогда их делали? И не будут ли вновь выброшены деньги на ветер, теперь уже при установке подъемников?
– На этот раз все просчитано специалистами.
– Кстати, а на какие средства их будут устанавливать?
– На эти цели выделяются средства федерального и местного бюджетов.
– Нелли Владимировна, а появится ли на всей территории области низкопольный общественный транспорт?
– Каждый муниципалитет должен выразить желание приобрести на условиях софинансирования низкопольный транспорт, с учетом его потребности.
– Ну а если местные власти затаились и не выражают такого желания?
– Затаиться вряд ли получится. Губернатор взял под личный контроль создание доступной среды и на всех заседаниях, а также при посещении территорий задает вопросы о том, как в конкретном городе или районе на практике реализуется программа «Доступная среда».
– Известно, что в Ростове за несколько лет было закуплено порядка ста автобусов. И как ими воспользоваться инвалиду?
– Возле средней двери есть специальная кнопка, которая отправляет сигнал водителю. Получив его, он должен открыть дверь и выдвинуть пандус.
– Чтобы его выдвинуть, водителю потребуется выйти из кабины?
– Пять автобусов, закупленных недавно, сделают это автоматически, а вот в остальных нужно выдвигать пандус механически.
– Но если водитель несознательный и не выходит из кабины?
– Сознательность, конечно, у нас еще не на самом высоком уровне. И тем не менее он обязан это сделать!
– В противном случае опять жаловаться в прокуратуру?
– Получается, что так.
– Но, чтобы воспользоваться услугами транспорта, инвалиду предстоит еще выбраться из своей квартиры в многоэтажном доме, где зачастую нет ни пандусов, ни подъемников. Как же быть?
– Принятие решений о реконструкции жилого многоквартирного дома, в том числе об установке пандуса, подъемника и т.д., находится в компетенции общего собрания собственников квартир и принимается на основании протокола общего собрания (п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с протоколом общего собрания жильцами многоквартирного дома принимается решение о необходимости установки технических средств реабилитации и выделении денежных средств на выполнение работ проектно-сметной документации (ПСД), собираемых по статье «содержание и текущий ремонт мест общего пользования в многоквартирных домах».
По факту получения положительного заключения экспертизы на ПСД необходимые документы направляются в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств на обустройство технических приспособлений для реабилитации в многоквартирном жилом доме.
Хочу отметить, что в текущем году этот механизм применен на практике. Областной бюджет прософинансирует установку пандусов в целом ряде жилых домов старого жилищного фонда. Конечно, при условии, что и местный бюджет не останется в стороне. Например, в Шахтах в список вошли 17 домов.
С новостройками все проще – они сдаются в эксплуатацию уже оснащенные всем необходимым для инвалидов.
– Нелли Владимировна, а если подъемник отсутствует внутри госучреждения?
– Действительно, бывает так, что в данный момент нет финансовой возможности купить подъемник. В этом случае на первом этаже устанавливается кнопка вызова, и специалисты учреждения должны сами спуститься к инвалиду для консультации или приема документов. У нас в министерстве и в ряде других учреждений подъемники уже есть.
Все-таки, несмотря на то что темп реализации мероприятий по созданию доступной среды пока не очень высокий, работа продвигается. Постепенно появляется то, о чем еще несколько лет назад у нас никто и думать не мог.

