Из-за теплой погоды отопительный сезон в Ростовской области завершили на несколько дней раньше обычного. В целом прошел он стабильно: все нештатные ситуации были устранены в нормативные сроки, а все жалобы жителей на качество коммунальных услуг оперативно отрабатывались под контролем региональных специалистов
По словам министра ЖКХ РО Владимира Вагина, этому помогла система оповещения – диспетчерские службы и прямые линии работали в каждом муниципалитете и в областном министерстве.
Большинство из 657 обращений граждан касались несвоевременного пуска тепла.
В первую очередь это недоработка муниципалитетов при подготовке к зиме. Так, уже после старта отопительного сезона смогли получить акты готовности Азов, Таганрог, Обливский, Мартыновский и Зимовниковский районы. Среди нареканий: неверно составляли необходимую документацию, не приглашали на проверки представителей Ростехнадзора, некоторые котельные и вовсе не имели лицензии на эксплуатацию.
Кое-где до сих пор не оснастили многоквартирные дома приборами учета. Так, в Таганроге не установлены общедомовые счетчики горячей воды на половине домов, имеющих на это техническую возможность. Схожая ситуация – в Егорлыкском и Родиново-Несветайском районах. Окончательно решить проблему муниципалитеты области обязаны до 1 октября 2016 года.
Претензии были и к управляющим компаниям, обслуживающим жилой фонд. Инспекторы Госжилинспекции РО при проверке готовности многоквартирных домов к отопительному сезону выдали 112 предписаний и возбудили 23 дела об административных правонарушениях.
Немало сил было потрачено, чтобы не допустить срыва отопительного сезона из-за огромной задолженности коммунальных предприятий за ресурсы – более 1,2 миллиарда рублей. Благодаря еженедельным совещаниям на муниципальном и региональном уровнях вопрос с наиболее проблемными предприятиями удалось решить – жители не были ограничены в качестве и объемах коммунальных услуг.
Однако более серьезные опасения во время отопительного сезона вызывало техническое состояние коммунальной инфраструктуры. Как отмечает министр ЖКХ РО Владимир Вагин, количество нештатных ситуаций в области растет из-за высокого износа инженерных коммуникаций. Для оперативной работы по ликвидации таких аварий в области сформировали 579 аварийно-восстановительных бригад – это более трех тысяч специалистов, во время отопительного периода задействовали 195 таких бригад.
В разгар зимы аварийные службы несколько раз устраняли перебои водоснабжения Новошахтинска и Красносулинского района – проблемы возникли не только из-за техногенных аварий, но и из-за резкого снижения уровня воды в снабжающих населенные пункты водоемах. Работы велись в том числе и во время новогодних праздников. С 5 января 2016 года аварийным бригадам удалось нормализовать ситуацию. В данный момент, пока ведутся работы по замене водопроводных сетей и строительству системы Шахтинско-Донского водовода, для водоснабжения этих населенных пунктов используют три плавучие насосные станции.
На контроле министерства находился вопрос теплоснабжения Обливского сельского поселения: здесь буквально за пару недель до начала отопительного сезона муниципалитету пришлось принять в собственность две котельные. Оборудование успели подготовить и ввести в эксплуатацию – отопительный сезон прошел без проблем. Схожая ситуация возникла и в Зерноградском районе: собственник котельной «Мечетинский элеватор» отказался осуществлять услуги теплоснабжения – два многоквартирных дома пришлось срочно переводить на индивидуальную систему отопления.
Помимо заложенных в бюджете средств, на реконструкцию коммунальной системы региона губернатор РО Василий Голубев поручил выделить дополнительно 500 миллионов рублей – это позволит значительно сократить потери ресурсов. Также, по словам Владимира Вагина, сейчас готовится ряд больших концессионных соглашений на сотни миллионов рублей. Эти средства пойдут на ремонт разводящих сетей водоснабжения и канализации, а также на продолжение строительства крупных инфраструктурных объектов, таких как Шахтинско-Донской водовод или очистные сооружения для воды и канализации Ростова.