Батайск уже в ближайшие годы должен стать комфортнее для людей с ограниченными физическими возможностями. Как это сделать на практике? Руководители социальных служб города совместно с работодателями и представителями общественных организаций инвалидов рассматривали муниципальную программу «Доступная среда в городе Батайске» на координационном совете по делам инвалидов при администрации Батайска.

Улица Кирова – главная безбарьерная дистанция Батайска.

МОЖНО СКАЗАТЬ, что Батайск ждет масштабная реконструкция городской среды. Будут переделаны входы во все без исключения дома культуры, музыкальные школы, библиотеки, больницы. Дверные блоки здесь заменят на более широкие, чтобы могла проехать коляска. А еще появятся пандусы, поручни, сенсорные стойки, так называемые светотактильные таблички, которые можно «прочесть» также и руками. Городской музей, ЦГБ, управление службы занятости при необходимости будут оборудованы механическими подъемниками. Изменятся облик стадиона и местной детско-юношеской спортивной школы №1. Они будут приспособлены под нужды людей с ограниченными физическими возможностями. С той же целью переоборудуют восемь узловых остановочных комплексов. Будет сооружена новая современная детская площадка, на которой смогут играть все без исключения дети, независимо от их физического состояния…

Воплотить все это в жизнь – очень непросто. 

В конце минувшего года внимание привлекла громкая история инвалида-колясочника Геннадия Жигалко. Жизнь Геннадия Анатольевича серьезно осложнила потеря обеих ног. Пять долгих лет провел он в четырех стенах, лишенный возможности покинуть квартиру. Чтобы защитить свое законное право на полноценную жизнь, пришлось даже обращаться в суд. Тот обязал местные власти устроить в многоэтажном доме, где живет Жигалко, пандус. Кроме того, ему выделили жилье на первом этаже. Насколько нам известно, нашли средства и помогают с расширением дверного проема ванной комнаты, с удобной установкой кранов и душа. Однако скольких усилий это стоило! 

Проложенные направляющие не делают мост через железную дорогу более доступным.Можно, конечно, упрекать в проволочках и черствости чиновников, коммунальные службы. Можно попенять на равнодушие соседям Геннадия Жигалко, не пожелавшим помочь с устройством пандуса. Но нельзя не видеть, что невнимание к проблемам людей с ограниченными возможностями – это в первую очередь производная настроений в обществе. Долгое время – еще со сталинской поры – проблему старательно не замечали: строителям коммунизма должны были быть органически присущи оптимизм и несокрушимое здоровье. 

КОМФОРТНАЯ СРЕДА для наших сограждан, чья судьба оказалась труднее нашей, – это не только пандусы, лифты, светосигнальные панно и «говорящие» светофоры. Они, безусловно, важны, и с их сооружением не надо медлить. Но одновременно нельзя забывать и о социально-экономической составляющей проблемы. Право на достойную и полноценную жизнь – это в том числе и право на труд. В прежние годы в Батайске под эгидой Всероссийского общества слепых (ВОС) действовал комбинат «Электросвет», на котором трудилось свыше трех сотен человек. Но пришли иные времена, и труд незрячих признали невыгодным. А розетки, выключатели и прочую электротехническую фурнитуру принялись закупать за рубежом. В результате на заводе и полутора десятков человек не осталось. 

В мэрию на коляске попасть непросто.А что означает потеря работы для людей слабовидящих или совсем утративших зрение? Прежде всего теряется возможность подзаработать к невеликой пенсии. Но что не менее важно: нарушается социальная адаптация таких людей. Они остаются вне общества, наедине со своими проблемами.

Разумеется, местная и областная организации ВОС стараются как-то наладить жизнь своих членов. И конкурсы семейных пар «Два крыла» проводятся, и смотры художественной самодеятельности, и различные спортивные соревнования. Но работу этим не заменить. 

Комфорт среды обитания важен не только для инвалидов – для каждого из нас. И нормальные тротуары, без ям и выбоин, и обустроенные подходы к мусорным контейнерам, и удобные автобусы. Да и звуковые сигналы на переходах никому не лишни…

МЫ ПРОШЛИ по Батайску, чтобы увидеть уже сделанное и то, что в этом плане сделать еще предстоит. Отмечаем сразу: много пандусов. Но, увы: большинство из них для дела годятся слабо. Въехать на них на коляске без посторонней помощи невозможно. А уж спускаться просто рискованно. Чтобы пандусы отвечали своему назначению, у многих зданий надо менять все крыльцо, иначе уложить «рельсы» под нужным углом не получится. Или же сооружать отдельный капитальный въезд… Доступная среда – вещь по определению недешевая.

Что изначально не требует дополнительных затрат, так это обустройство тротуаров. Уже на стадии проектирования здесь учитывается «фактор доступности». Вот только на деле не всякий тротуар оказывается доступным для всех. Достаточно не накрыть специальной решеткой сливной желоб, и проезд коляски окажется сильно затруднен. Для слабовидящего же человека такой тротуар уже таит серьезную опасность: ведь можно легко попасть ногой в желоб. Впрочем, и соколиное зрение не гарантирует от вывихов и переломов.

А есть еще не оборудованные должным образом подходы к мусорным контейнерам с ямами и рытвинами, и они для всех без исключения затрудняют такую будничную и прозаическую процедуру, как вынос бытовых отходов. 

Риск таят в себе и самые обычные автобусные остановки. Некоторые размещены так, что, выйдя из автобуса, приходится идти по проезжей части, рискуя быть сбитым машиной. В том же авиагородке тротуар от остановки не проложен. И опять же приходится рисковать всем: и зрячим, и незрячим, и ходячим, и колясочникам. Последние, впрочем, на городских автобусах не ездят. Не приспособлен печально знаменитый батайский автобусный секонд-хенд для этой категории наших сограждан. О новых низкопольных машинах приходится только мечтать. Не говоря уже о таких, что были бы снабжены специальными подъемниками. 

Сегодня, правда, все большее число автобусов оборудуются системой объявлений – облегчение для слабовидящих. 

Вот бы подъемниками снабдить переходной мост через железную дорогу, разрезающую город надвое! Но когда мост реконструировали в 2007 году, об этом как-то не думалось. А вскоре грянул кризис, и совсем не до того стало. Так что для колясочников две батайские стороны – как две разные планеты. 

Проблемы эти общеизвестны. И на тех же заседаниях координационного совета по делам инвалидов при администрации города обсуждаются. И решения ищут и находят. Как видим, программа новая одобрена. Целый ряд объектов уже можно назвать безбарьерными. Так, инвалиды свободно могут попасть в большинство батайских супермаркетов, кинотеатр, в помещение Сбербанка в центре города…

 Другое дело, что ко всем обустроенным объектам еще добраться надо. А путь из пункта «А» в пункт «Б» преодолеть очень тяжело. 

На улицах Батайска и других донских городов людей в колясках или с тростью в руках почти не видно. И не потому, что их мало, а потому, что многие вынуждены сидеть по домам. Вот когда они смогут более-менее свободно передвигаться по улицам, тогда программу «Доступная среда» можно будет посчитать выполненной.