Двадцатилетняя Алина Захарова даже на миг не может встать на ноги с инвалидной коляски. Это не мешает третьекурснице РГЭУ (РИНХ) успешно сдавать очередную сессию. А вот сама дорога до университета для нее иногда превращается в сложное испытание. 

Экзамен Алина сдает со всеми – никаких преференций.

Чаще всего Алина пользуется социальным такси НП «Милосердие», которое действует при областном отделении Всероссийского общества инвалидов. Услуга по вызову специально оборудованных машин для инвалидов бесплатная, но заказ нужно делать заранее за день. Бывает, на нужное время все машины заняты – тогда приходится пользоваться общественным транспортом. В Ростове-на-Дону на маршрутах работает сотня специальных низкопольных автобусов, предназначенных для перевозки инвалидов-колясочников – особых проблем быть не должно. Мы решили проверить, так ли это. 


Добраться до остановки

Сложности начались с порога квартиры. Живет Алина на первом этаже, но пандуса в подъезде нет – инвалидную коляску нужно спускать на руках. Вдвоем с Еленой, мамой Алины, справляемся с трудом. Впрочем, сумей девушка самостоятельно выбраться из дому, без сопровождающих она бы смогла путешествовать до первой ямы на дороге. 

Даже небольшая выемка требует от Елены усилий, чтобы протолкнуть коляску. Мы вынуждены идти по проезжей части, причем по второму ряду: на тротуар «запрыгнуть» не смогли даже совместными усилиями, а вдоль обочины плотно припаркованы машины.

Окольными путями добираемся до проспекта Стачки. Спуск с тротуара около светофора есть, но слишком крутой угол: приходится разворачиваться и пятиться.


«Выдвигайте, я подожду»

Из оснащенного пандусом автобуса (номер КВ 379) коляску с инвалидом выносили на руках.Пытаемся спрятаться от дождя под козырьком автобусной остановки – не получается: с одной стороны проезду инвалидной коляски мешает кустарник, с другой – припаркованная машина. К счастью, мокнем недолго – подъезжает автобус нужного нам маршрута, да еще и специально оборудованный. Это удача: иногда такого автобуса приходится ждать до получаса. 

Рано радовались. По правилам, заметив инвалида-колясочника на остановке, водитель обязан выйти и выдвинуть пандус. Наверно, нас не заметили? Подхожу к водителю: «Здравствуйте, у нас тут инвалид…». Водитель подтверждает, что видит. Однако на просьбу о пандусе искренне удивляется: «Ну и выдвигайте, я же вас жду». 

В это время пара крепких ребят помогают Алине погрузиться. Двери тут же закрылись, автобус тронулся. «За все годы работы таких автобусов только один раз водитель вышел из кабины и выдвинул нам пандус», – печально подтверждает Елена. 

…Из-за дождя в автобусе закрыты все окна и люки – душно. На поворотах нас мотает. Алина сосредоточенно смотрит в окно: ей некомфортно не из-за обстановки в автобусе – она стесняется. Изумительно красивая девушка, очень приятный собеседник, не последняя в группе студентка, Алина ждет уже привычного: «И чего вам дома не сидится?!». В этот раз обошлось, хотя некоторые с раздражением смотрели на инвалидную коляску, занимающую слишком много места.

На очередной остановке двери автобуса открываются напротив припаркованной машины: выходили бы сейчас – коляску спустить не смогли бы. На всякий случай бегу к водителю предупредить, что выходим на следующей. На этот раз водитель аккуратно припарковался напротив остановки – спасибо, добрый человек! Правда, спускать коляску из оборудованного специальным пандусом автобуса нам пришлось тоже на руках.


Поскакали!

Машины НП «Милосердие» оснащены подъемниками – это единственный комфортный для колясочников транспорт.Автобусная остановка – как раз напротив нужного нам входа в РИНХ, без ступенек. Но воспользоваться подземным переходом мы не можем: из-за угла наклона пандусов инвалидную коляску с Алиной мы и вдвоем не удержим. Значит, нужно дойти до светофора, перейти Большую Садовую и пройти квартал. Однако несколько сотен метров превращаются в полосу препятствий из-за незакрытых ливневок на тротуарах. 

По пути нам не попадалось глубоких «расщелин», лишь покатые желобки, но Алине хватает и этого – она с детства болеет прогрессирующей мышечной дистрофией. Каждая выемка – толчок. Алина беспомощно откидывается назад в неудобной позе, не в состоянии самостоятельно вернуться в вертикальное положение. Жалобное: «Мама…», и Елена уже привычным движением поправляет дочь, толкая коляску дальше. И так – 14 раз за 350 метров оставшегося пути. Положенных решеток на ливневых стоках нет…


«Самое светлое и хорошее»

Дорога от дома Алины до дверей университета – около 5 километров без пробок – заняла больше часа и изрядно нас вымотала. А Алине сейчас экзамен сдавать... В свое время девушке предлагали перейти на дистанционное обучение – она категорически отказалась. Во время сессии не пропускает ни дня лекционных занятий, если не получается заказать социальное такси, согласна и на такую автобусную поездку. Ведь здесь, в университете, ей всегда рады, есть друзья-однокурсники. А еще от входных дверей в корпус до аудитории – ни одного препятствия. Впервые с момента выхода из квартиры на лице Алины появляется улыбка. 

По словам проректора РГЭУ (РИНХ) по учебно-методической работе Владимира Джуха, здесь получается создать условия для обучения каждого из 42 таких особых студентов: «Хотя работы по обеспечению полной доступности для студентов-инвалидов предстоит еще немало, – признает он. – Нужно расширить санузлы, сделать разметку для слабовидящих, установить в коридорах поручни...» 

Но сама Алина, одна из наиболее «непростых» студентов вуза, никаких барьеров здесь за годы обучения не ощущала. Вход без ступенек – лифт – широкий коридор – заранее открытые двери аудитории. Однокурсники передвигают для Алины парту, девушка тянет билет. Через несколько минут она возвращается в коридор и с гордостью демонстрирует нам зачетную книжку. К слову, вполне заслуженно: никаких преференций в учебе ни у Алины, ни у других студентов-инвалидов нет. «Программа обучения и расписание – как и у всех остальных, на экзаменах спрашиваем без скидок, – поясняет декан учетно-экономического факультета Елена Макаренко. – Разве что помогаем с организацией летней практики, самостоятельно таким ребятам это сделать непросто». 


…Обратно ехать на автобусе не рискнули. Всего несколько метров из дверей альма-матер до подъемника микроавтобуса, и вот уже водитель «Милосердия» Андрей Мицих помогает Алине закатить коляску в машину. Таких заказов он получает до пяти в день: на каждом из вызовов могут быть по несколько инвалидов-колясочников, которых нужно развезти по домам. И «выдает» водителя мама Елена, помогает подняться на этаж, хотя в его обязанности это не входит. «А как можно иначе?» – удивляется он.