
Если на этот вопрос наука ответить все еще не в состоянии, то, глядя на залитые дождями дворы жителей Батайска, можно утверждать: водное изобилие в этом городе – спутнике Ростова – объективная реальность.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Дабы не утомлять читателя многословным описанием здешней водной феерии, предлагаю просто взглянуть на эти снимки, присланные в редакцию жительницей Батайска Ириной Ивановной Самофаловой.
Так выглядело ее подворье по улице Чапаева, 122 после очередного ливня в минувшую среду, 8 июня. Вода, затопив огород и проникнув в летнюю кухню, только комнаты в доме пощадила.
– И то потому, что мы, живя в балке, знаем, как уберечь дом от воды, – говорит мать Ирины Татьяна Ивановна Степаненко.
Дому, где живут Степаненко-Самофаловы, уже лет 90. И построен он так, чтобы противостоять воде, которая в этой низине скапливается часто. Фундамент поднят, в комнаты ведут ступени... Обитатели дома знают, чего опасаться: прямо посреди огорода протекает ручей. В сильную жару он пересыхает, но нынешней дождливой порой все больше напоминает небольшую речку. Ситуацию усугубляет и соседнее подворье. Там хозяева, построив новый дом, воздвигли забор и забетонировали его основание. При этом оставили всего две небольшие трубы для пропуска воды. Понятно, что такое сооружение не столько пропускает воду, сколько служит плотиной. И вся вода скапливается в огороде Татьяны Ивановны. Впрочем, то, что осталось после очередного потопа, огородом уже назвать можно только с невероятной натяжкой.
В своих бедах обитатели дома по улице Чапаева, 122 не одиноки. От регулярного нашествия воды страдает большинство жителей Восточного микрорайона Батайска. Такая уж особенность у этого края города: и подпочвенные воды близко от поверхности располагаются, и ручьев по территории протекает в достатке. Те, кто жил здесь в разное время, всегда учитывали эту особенность. Чтобы справляться с натиском вешних вод проложили разветвленную сеть кюветов и канав.
Самая большая канава – не канава даже, а настоящий канал, в котором с приходом «большой воды» и рыба появлялась, – пролегала по границе Восточного с соседним микрорайоном. Она даже название дала расположенной на ее берегу улице – Канавная. Это потом улицу нарекли более благозвучно, дав имя казачьего бунтаря Пугачева. Но старожилы до сих пор зовут Канавной – в память о нехитром водоотводном сооружении, вкупе с сетью уличных кюветов спасавшем в половодье целый микрорайон.
Но той канавы сегодня больше нет. На ее месте пролегла скоростная трасса. Часть же уличных кюветов еще в безалаберные 90-е годы была засыпана «за ненадобностью», часть без регулярной очистки и углубления заросла и обмелела, перестав соответствовать своему назначению.
Первый тревожный звонок прозвучал в весенний разлив 1993 года. Тогда в Батайске вешняя вода появилась там, где ее отродясь не бывало. А у въезда в Ростов, в районе «Тачанки», вода даже выплеснулась на шоссе… Поспособствовало тогда водному натиску усиленное строительство новых дорог. Дорожные насыпи перекрыли воде привычные естественные пути. Вот она в полном соответствии с законами гидравлики и оказалась на улицах Батайска и во дворах горожан.
Тогда воду удалось отвести благодаря решительным действиям городских властей. Не посчитавшись с расходами, – затраты на возведение полной системы водоотведения были сопоставимы со всем городским бюджетом – они профинансировали возведение в восточной части Батайска системы шлюзов и каналов. И вода ушла, а дренажный канал благодарная молва потом нарекла речкой Коломейкой – увековечив, таким образом, имя тогдашнего мэра Батайска Виктора Коломейцева.
Не так давно пошли было разговоры о том, что Коломейка-де не нужна и пора развернуть на том участке строительство. Сейчас, надеюсь, так больше не говорят. Стихия напомнила о себе – пусть не паводком, а непрекращающимися ливнями. Вот и вспомнили сразу про уличные кюветы. Власти разослали всем домовладельцам в частном секторе извещения об их предстоящей очистке и углублении. А также предписали разобрать все забетонированные подъезды, если таковые имеются, и приобрести трубы большого диаметра для укладки в качестве водопропуска.
Но всем ли жителям по силам такая задача? Кому-то возраст, кому-то материальное положение не позволяют. Да и четкого представления о том, где прокладывать требуемые трубы и куда их вести, судя по всему, нет ни у жителей, ни у властей. Первые пытаются бороться с водой чисто кустарными методами: лишь бы осушить собственное подворье. В результате вода утекает к соседу. Как это происходит, мы могли видеть на примере новостройки рядом с домом Татьяны Ивановны Степаненко.
Что же касается властей, то они в попытках сдержать подтопление прибегли к испытанному средству – авралу. Спешно чистят кюветы и каналы, что, в общем-то, верно. Вот только делать это следовало регулярно и вне зависимости от гидрологической обстановки. Ну, а как пытаются осушать улицы и дворы, можно понять из письма Ирины Самофаловой, которое она направила в «Наше время». Собственно, из-за этого письма мы и оказались в Батайске, во дворе дома № 122 по улице Чапаева. Вот что писала наша читательница:
«Со стороны завода «Вторчермет» качают воду, и она прибывает к нам в огород. А вчера на углу нашей улицы стояли геодезисты и представитель администрации города. В разговоре с ними я выяснила, что они хотят копать канаву вдоль всей улицы Чапаева. И самое катастрофичное для нас в том, что они собрались закрыть русло ручья, что течет у нас по огороду. Никто не хочет понять, что этот ручей не потечет в другую сторону. Водоотводную канаву надо чистить, а не решать проблему тяп-ляп, лишь бы провести какие-либо работы и отчитаться перед начальством…»
Ясно: нужны специалисты-гидрологи. Нужен детально проработанный проект, базирующийся на расчетах, где был бы учтен рельеф, определены потребные диаметры труб и бассейны стоков.
Работа, конечно, сложная, трудоемкая и стоит немалых денег. Но ее необходимо вести. И не наскоком, а планомерно и наступательно.
Ну, а пока далекий Марс, уступая Батайску в количестве воды, явно опережает его по числу своих легендарных каналов. Вот их бы сюда…
Фото Аркадия Будницкого и Ирины Самофаловой

