
Обычный поход за продуктами в ближайший магазин становится сложной задачей для человека в инвалидной коляске. А если нужно добраться до поликлиники, сбербанка, почты?
Александру Цвирко было четыре года, когда он попал в аварию. С тех пор передвигается на инвалидной коляске. В свое время закончил юридический факультет Московского государственного социального института, по специальности – юрист.
Вместе с председателем Ростовского городского отделения региональной общественной организации Всероссийского общества инвалидов «Икар» Владимиром Кузько идем к дому Саши, расположенному по пер. Островский. Сегодня мы вместе пройдем «дистанцию», которую Саше приходится преодолевать каждый день.
...Саша встречает нас на пороге. В открытую дверь виден подъемник, с помощью которого он поднимается на второй этаж. Подъемник, как и пандус рядом с домом, он делал сам за собственные средства.
Ухватившись за поручни пандуса, Саша выкатывает коляску на тротуар. И мы направляемся в сторону Пушкинской. На Большой Садовой, к примеру, которая недалеко от его дома, Александр практически не бывает: по пути нужно выезжать на дорогу, которая наводнена машинами. На тротуаре – крутые подъемы и нет съездов для колясок. Чтобы попасть на главную улицу Ростова, надо делать крюк по Пушкинской и Буденновскому.
Проехав тридцать метров, коляска упирается в бордюр. По санитарным нормам и правилам бордюр, чтобы его преодолел инвалид – опорник, должен быть не выше 4 см, а здесь – все 15 см. Объехав препятствие на светофоре, установленном на углу Островского и Пушкинской, сталкиваемся с крутым въездом на тротуар. Справиться с ним самостоятельно Александру непросто. На помощь приходит Владимир Кузько. Приподняв коляску, он буквально выкатывает Сашу на Пушкинскую.
Движемся в сторону магазина «Магнит» – самого ближнего от дома Цвирко. Здесь Александр бывает часто. По дороге к «Магниту» передние колеса коляски попадают в водосток. Таких водостоков, расположенных на расстоянии пяти метров друг от друга, пять. По СниПу, они должны быть закрыты металлической решеткой, но ни на одном из них решеток нет. Так что Саше через каждые пять метров приходится «сдавать» коляску назад и, ухватившись за рычаг управления, изо всех сил приподнимать передние колеса, чтобы двигаться дальше.
У магазина установлен пандус. Правда, поручень у него только с одной стороны.
– К тому же, обязательно должен быть еще и нижний поручень, – говорит Алексаандр. – Но он отсутствует.
Вооружившись сантиметром, Владимир Панасович замеряет пандус:
– Высота – 60 сантиметров, уровень уклона значительно превышает допустимые 5 %. Длина пандуса – 3 метра, а должна быть – 6.
Из всех магазинов, которые знает Саша, колясочникам доступны только гипермаркеты «Ашан», «Леруа Мерлен», «О`кей»... У магазинов есть и парковка для инвалидов, но она всегда занята автомобилями вполне здоровых водителей.
Едем дальше, в городскую больницу № 8, в которой Саша стоит на учете. Рядом с входной дверью установлен звонок на тот случай, если при входе у людей с ограниченными физическими возможностями возникнут какие-либо проблемы. Коляска спокойно проходит в дверной проем, а вот дальше – препятствие. По крутым ступеням в коляске не подняться. В больнице нашли выход – переносной деревянный пандус. Владимир Панасович устанавливает его на лестнице…
Обратно возвращаемся той же дорогой. Здоровому человеку, чтобы бодрым шагом пройти по маршруту, который мы преодолели с Александром Цвирко, понадобится от силы минут двадцать. Саша преодолевает его за один час. У него, как и у многих инвалидов, надежда на то, что к Чемпионату мира по футболу – 2018, который пройдет в Ростове вопросы с доступностью в городе будут решены. И время на дорогу в магазины, больницу, Сбербанк, другие учреждения сократится.

