Ситуацию в Зернограде, страдающем от регулярных аварий в системах водоснабжения и канализации, взял на личный контроль губернатор РО Василий Голубев
Фото/Видео: Людмила Мельникова
За последние полгода в Зернограде выявили семь обрушений канализационной системы, и, как считают специалисты, предстоит найти еще как минимум пять – на некоторых участках все никак не удается пробить засоры. «Фактически городской канализационный коллектор выведен из строя, – констатирует и.о. министра ЖКХ РО Андрей Майер на встрече с жителями города, местными чиновниками и представителями водоснабжающей организации «ДонРеко». – Сейчас проложили временный дублер, но канализацию города необходимо капитально ремонтировать».
«Дорожная карта» по поэтапной замене системы водоотведения в Зернограде уже согласована. Проектно-сметную документацию начали готовить в начале июня, когда канализационные сети окончательно были переданы в муниципальную собственность. Сами строительные работы на наиболее проблемных участках начнутся осенью этого года после завершения всех конкурсных процедур – на эти цели выделяют 63 миллиона рублей из резервного фонда области. Полностью отремонтировать систему канализации Зернограда планируют в 2018 году, затратив около 375 миллионов рублей.
Сейчас аналогичный план действий прорабатывается в минЖКХ РО и по строительству нового водовода. «Вопрос о строительстве нового водовода в Зерноград был решен еще в 2013 году, – поясняет замгубернатора РО Михаил Чернышев. – В 2014–2015 годах готовили проекты и сметы, в декабре прошлого года вся рабочая документация прошла государственную экспертизу. Планировали приступать к строительству водовода в следующем году, из-за серии порывов губернатор принял решение перенести старт на полгода раньше».
Однако и этот процесс нескорый. Сначала вопрос о выделении средств на первоочередные нужды будет рассмотрен на ближайшем заседании Законодательного собрания РО 21 июля. После – несколько недель на внесение изменений в региональную программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Далее – обязательная процедура конкурсного выбора подрядчика, а так как общая сумма проекта составляет более полутора миллиардов рублей, по закону еще должны пройти публичные слушания – это еще месяц. «Фактически договор с подрядчиком будет заключен лишь в октябре-ноябре этого года, когда и приступят к строительным работам, – считает и.о. министра ЖКХ РО Андрей Майер. – Работы планируется завершить в течение трех лет».
Чиновники акцентируют: речь идет о строительстве нового водовода к Зернограду. Однако ремонта требуют и городские разводящие сети: трубы в городе и сейчас рвутся из-за гидроударов во время запусков системы водоснабжения после ликвидации очередного порыва на магистрали. Эти трубы обязана чинить «ДонРеко» по своим производственным программам, однако в фирме признались: серия аварий на водоводах и канализации уже исчерпала весь годовой бюджет предприятия на ремонты. В этом вопросе коммунальщикам также постараются помочь из местного и регионального бюджетов.
Первопричиной всего происходящего в Зернограде называют нерадивое отношение собственника-частника к содержанию труб водоснабжения и канализации города. В данный момент эти коммунальные сети уже возвращены в муниципалитет, что и позволило привлекать бюджетные средства на их ремонт. Однако на совещании всплыла еще одна проблема – коммунальные сети района Военвед в Зернограде также принадлежат не муниципалитету, а министерству обороны РФ. «Обслуживающая нас организация «ГУ ЖКХ», которая эксплуатирует все подобные объекты в области, не справляется, – пожаловались региональным чиновникам жильцы этого района. – Мы также сидим без воды, а канализация в некоторых местах просто течет по дороге». Они просят чиновников выступить инициаторами перевода и их коммунальных сетей на баланс города, как это происходит в Ростове-на-Дону и других городах области.
К сожалению, коммунальные сети в частных руках есть и в других районах области, в том числе и в шахтерских территориях. Как и в Зернограде, их в данный момент возвращают обратно в муниципальную собственность. В дальнейшем планируется все-таки привлекать для их ремонта и обслуживания частный капитал – речь идет о десятках миллиардов рублей, которые донскому бюджету не потянуть. Но теперь отношения между государством и инвесторами будут построены на концессии: «Инженерные системы останутся в собственности муниципальных или региональных властей, – поясняет Михаил Чернышев. – Работать с ними частники будут по подробно прописанным договорам и с постоянным контролем».