Мы – на базе специализированного  батальона  дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области.  Магнитные замки, видеонаблюдение… – из-за особенностей этой  службы  здесь обычно держатся «подальше от СМИ» и «утечек информации» не позволяют.

Алексей Карстен, инспектор взвода №2

Однако для «Нашего времени»  сделано исключение.  Нас  охотно (поначалу в это  как-то слабо верилось)  пригласили  в  рейд  на машинах  с мигалками и включаемыми в экстренных случаях сиренами, а также  на патрульных мотоциклах.

За рулем – бывалые сотрудники  спецбата: позади у них командировки в неспокойные районы Северного Кавказа, работа в составе сил правопорядка на сочинской Олимпиаде, десятки сопровождений  спецтранспорта, автоколонн с детьми, руководителями самого высокого ранга. 

Все – с богатым опытом управления служебной и личной автомототехникой. Уверяют в один голос, что о сделанном когда-то профессиональном выборе  не жалеют. Да и как жалеть  – количество спасенных ими жизней  только в этом  году уже исчисляется многими десятками! Причем не только в  донской столице, но и за пределами мегаполиса – Ростов по делам службы им приходится покидать часто. 

– Дорога одна на всех, и цена  лихачества, беспечной  езды на ней – риск оказаться в ДТП, – говорит инспектор штаба  спецбатальона Валентина Ковальчук и приводит  такую статистику: –  Мои коллеги выявили 129 случаев управления транспортными средствами в нетрезвом виде,  зафиксировано 76 случаев отказа от прохождения медосвидетельствования и  49 случаев, когда за рулем был шофер, лишенный прав.

Немало таких историй в свое время было на счету старшего лейтенанта полиции Николая Куцеконя: стократ спасал другие жизни он – свою не уберег. Глубокой  мартовской ночью этот инспектор ДПС  погиб при исполнении служебных обязанностей: вооруженные преступники выстрелили ему в грудь…В Москве, у здания Главного управления ГИБДД страны как раз в день нашего рейда открывали памятник таким героям. На церемонию пригласили вдову Николая Куцеконя  Наталью. Спецбатовцы как могут опекают  семью сослуживца.  

Проезжаем  с сотрудниками спецбатальона в самый центр донской столицы – бойкий перекресток Большой Садовой и Буденновского.  Ветераны ГАИ  напомнили, что здесь в еще советские времена отличился постовой  старшина Александр Попик. 

Он царил в этом месте со своим полосатым жезлом, решал, кому ехать, а кому стоять. Вдруг видит, как по Буденновскому к перекрестку  с  нарастающей скоростью несется трамвай, набитый пассажирами. Высунувшийся почти по пояс из окна кондуктор  дует в свисток. Место вагоновожатого – пусто. Навстречу  трамваю на зеленый свет  двигается троллейбус. Старшина среагировал мгновенно. Его фигура выросла перед окном водителя: «Стой!» Визг тормозов. Троллейбус по инерции двигался на  постового. Старшина уперся руками в буфер, ноги вросли в асфальт. Троллейбус замер. Неуправляемый трамвай с грохотом пронесся мимо. Однако вскоре на подъеме он потерял скорость и, разгоняясь, двинулся назад. Старшина успел подсунуть булыжник под его колеса – трамвай встал. Оказалось, что вагоновожатый на предыдущей остановке поставил вагон на тормоза и отправился к киоску за водой. Тормоза не выдержали,  и трамвай пошел  под уклон…

Трамваи, троллейбусы… – в ходе нашего рейда у спецбатовцев ГИБДД к ним претензий не было. Акцент в этот раз сделали на мотоциклистов. Для многих из них «двухколесный друг» – не столько для передвижения, сколько для адреналина.  Любители езды «с ветерком»  нередко  создают опасные ситуации на дорогах. 

В областном УГИБДД, которое организовало наш рейд, напомнили о том, что оперативно-профилактическое мероприятие «Мотоциклист» продлится до 31 октября. За неполные три месяца с момента старта мероприятия составлено около 500 административных материалов в отношении тех водителей «железных коней», которые нетрезвыми сели за руль либо отказались проходить медосвидетельстование. 81 водитель мототранспорта был остановлен по подозрению в рецидиве – повторном управлении  мотоциклом в состоянии опьянения.  Еще 606 административных материалов составлено в отношении мотоциклистов, у которых не оказалось прав. Примерно столько же человек наказаны за езду без шлема. 

При нас, правда,  средь бела дня, полицейские сирены не перебивали  рев мотоциклов. Рева как такового в это время, собственно-то, и не было. «Апогей разнузданности» лихачей чаще случается, когда смеркается. В спецбате ГИБДД пообещали взять нас в рейд и ночью…


В этом году сотрудники специализированного батальона донской ГИБДД  более трехсот раз обеспечивали сопровождение различных кортежей. Личный состав спецбата выявил более 8300 нарушений  Правил дорожного движения. Рекордсменами здесь явились нарушения с номерами  – на всякие «неправильности» с госрегистрационными знаками пришлось 1346 нарушений, на «неправильности» со знаками, разметкой – 959 нарушений, на езду без страхового полиса – 671…



Видеорепортаж Владимира Апарина