
Мы – на базе специализированного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области. Магнитные замки, видеонаблюдение… – из-за особенностей этой службы здесь обычно держатся «подальше от СМИ» и «утечек информации» не позволяют.
Фото/Видео: Валерий Сипетин
Однако для «Нашего времени» сделано исключение. Нас охотно (поначалу в это как-то слабо верилось) пригласили в рейд на машинах с мигалками и включаемыми в экстренных случаях сиренами, а также на патрульных мотоциклах.
За рулем – бывалые сотрудники спецбата: позади у них командировки в неспокойные районы Северного Кавказа, работа в составе сил правопорядка на сочинской Олимпиаде, десятки сопровождений спецтранспорта, автоколонн с детьми, руководителями самого высокого ранга.
Все – с богатым опытом управления служебной и личной автомототехникой. Уверяют в один голос, что о сделанном когда-то профессиональном выборе не жалеют. Да и как жалеть – количество спасенных ими жизней только в этом году уже исчисляется многими десятками! Причем не только в донской столице, но и за пределами мегаполиса – Ростов по делам службы им приходится покидать часто.
– Дорога одна на всех, и цена лихачества, беспечной езды на ней – риск оказаться в ДТП, – говорит инспектор штаба спецбатальона Валентина Ковальчук и приводит такую статистику: – Мои коллеги выявили 129 случаев управления транспортными средствами в нетрезвом виде, зафиксировано 76 случаев отказа от прохождения медосвидетельствования и 49 случаев, когда за рулем был шофер, лишенный прав.
Немало таких историй в свое время было на счету старшего лейтенанта полиции Николая Куцеконя: стократ спасал другие жизни он – свою не уберег. Глубокой мартовской ночью этот инспектор ДПС погиб при исполнении служебных обязанностей: вооруженные преступники выстрелили ему в грудь…В Москве, у здания Главного управления ГИБДД страны как раз в день нашего рейда открывали памятник таким героям. На церемонию пригласили вдову Николая Куцеконя Наталью. Спецбатовцы как могут опекают семью сослуживца.
Проезжаем с сотрудниками спецбатальона в самый центр донской столицы – бойкий перекресток Большой Садовой и Буденновского. Ветераны ГАИ напомнили, что здесь в еще советские времена отличился постовой старшина Александр Попик.
Он царил в этом месте со своим полосатым жезлом, решал, кому ехать, а кому стоять. Вдруг видит, как по Буденновскому к перекрестку с нарастающей скоростью несется трамвай, набитый пассажирами. Высунувшийся почти по пояс из окна кондуктор дует в свисток. Место вагоновожатого – пусто. Навстречу трамваю на зеленый свет двигается троллейбус. Старшина среагировал мгновенно. Его фигура выросла перед окном водителя: «Стой!» Визг тормозов. Троллейбус по инерции двигался на постового. Старшина уперся руками в буфер, ноги вросли в асфальт. Троллейбус замер. Неуправляемый трамвай с грохотом пронесся мимо. Однако вскоре на подъеме он потерял скорость и, разгоняясь, двинулся назад. Старшина успел подсунуть булыжник под его колеса – трамвай встал. Оказалось, что вагоновожатый на предыдущей остановке поставил вагон на тормоза и отправился к киоску за водой. Тормоза не выдержали, и трамвай пошел под уклон…
Трамваи, троллейбусы… – в ходе нашего рейда у спецбатовцев ГИБДД к ним претензий не было. Акцент в этот раз сделали на мотоциклистов. Для многих из них «двухколесный друг» – не столько для передвижения, сколько для адреналина. Любители езды «с ветерком» нередко создают опасные ситуации на дорогах.
В областном УГИБДД, которое организовало наш рейд, напомнили о том, что оперативно-профилактическое мероприятие «Мотоциклист» продлится до 31 октября. За неполные три месяца с момента старта мероприятия составлено около 500 административных материалов в отношении тех водителей «железных коней», которые нетрезвыми сели за руль либо отказались проходить медосвидетельстование. 81 водитель мототранспорта был остановлен по подозрению в рецидиве – повторном управлении мотоциклом в состоянии опьянения. Еще 606 административных материалов составлено в отношении мотоциклистов, у которых не оказалось прав. Примерно столько же человек наказаны за езду без шлема.
При нас, правда, средь бела дня, полицейские сирены не перебивали рев мотоциклов. Рева как такового в это время, собственно-то, и не было. «Апогей разнузданности» лихачей чаще случается, когда смеркается. В спецбате ГИБДД пообещали взять нас в рейд и ночью…
В этом году сотрудники специализированного батальона донской ГИБДД более трехсот раз обеспечивали сопровождение различных кортежей. Личный состав спецбата выявил более 8300 нарушений Правил дорожного движения. Рекордсменами здесь явились нарушения с номерами – на всякие «неправильности» с госрегистрационными знаками пришлось 1346 нарушений, на «неправильности» со знаками, разметкой – 959 нарушений, на езду без страхового полиса – 671…
Видеорепортаж Владимира Апарина

